РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ): СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
А.М. Гусев
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия insert159@mail.ru
Ключевые слова: образование, цифровизация, информационные технологии в обучении, этический контекст проблем образования
Страницы: 68-86
Аннотация
Введение. Современные вызовы, в частности цифровизация, существенно влияют на систему образования, которая должна модернизироваться исходя из настоящих условий для того, чтобы стать эффективной. Однако, несмотря на большое количество плюсов, такое развитие приводит к обострению ряда этических проблем, например, проблемы оценки этической стороны развития цифровых технологий в образовании. В связи с этим возникает необходимость прогнозирования будущего образования исходя из новых потребностей общества и личности. Методология и методика исследования. Недостаточная изученность особенностей влияния цифровой культуры на образование и социальных последствий ее развития в будущем, необходимость гармонизации природы человека и новых моделей образовательного взаимодействия требуют разработки принципов системного подхода к проблеме исследования. Для анализа социально-философского, социально-педагогического и этического контекста проблем образования нами использовались методы диалектики социального познания. Применяемые в исследовании принципы историзма и системности дополняются структурно-функциональным и социокультурным подходами к изучению феномена цифровизации образовательного пространства. Результаты исследования. Перед современным образованием встает ряд сложных этических проблем, связанных с применением цифровых технологий в образовательном процессе, а также их влиянием на развитие ментально-когнитивных способностей людей. Большинство этих проблем в настоящее время не имеет однозначных решений. Существенным фактом является то, что, с одной стороны, внедрение прорывных технологий в инерционную по своей природе систему образования должно проводиться очень осторожно, а с другой - необходимо понимать их неизбежность и необходимость. В статье существенное внимание уделяется исследованию этических проблем в образовании, обостряющихся в процессе развития цифровых технологий. Заключение. В целом можно сделать вывод, что развитие информационных технологий позволит повысить эффективность образования в будущем, воспитать разносторонне развитых людей, способных непрерывно обучаться и переобучаться на протяжении всей жизни.
DOI: 10.15372/PHE20210105 |