ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ "ПОСТКОВИДНОГО" ОБРАЗОВАНИЯ
К.К. Бегалинова1, М.С. Ашилова2, А.С. Бегалинов3
1Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан kalima910@mail.ru 2Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Казахстан madina.almatytv@mail.ru 3Международный университет информационных технологий, Алматы, Казахстан alibek557@inbox.ru
Ключевые слова: философия образования, опрос, социологическое исследование, пандемия, высшее образование, дистанционное образование, трансформация образования, постковидное образование
Страницы: 39-53
Аннотация
Введение. В статье анализируется влияние пандемии коронавируса, которая широко распространилась по всему миру в начале 2020 г., на сферу образования. Отмечается, что она привела к практически полной парализации школ, колледжей и университетов. В фокусе исследования настоящей статьи находятся следующие вопросы: каково самочувствие студентов и как они оценивают качество предоставляемого им высшего образования? Методология и методика исследования. Методологическим основанием выступают теоретический анализ и систематизация положений философской, социологической и педагогической литературы в аспекте объекта настоящего исследования; сравнительно-исторический анализ исследуемой проблемы; изучение официальных материалов, программных документов в сфере системы общего и высшего образования, связанных с современной пандемией коронавируса; форсайт-исследование будущих перспектив образования в «постковидную эпоху» и значимости в этом процессе философии образования. Результаты исследования. Анализ научно-исследовательской литературы последнего времени позволил осознать, что образования, которое было до пандемии, уже не будет никогда. Однако понимания сути образования в научной литературе до сих пор нет. Существуют различные подходы к постковидному образованию, основанные на цифровых технологиях, принципах субъективизма и объективизма природы ценности информационных дистанционных, онлайновых форм обучения. С позиции субъективизма ценность объекта определяет субъект, и в этом случае ценность может трактоваться как чувство. Представители объективизма либо выводят определение ценности цифрового образования из бытия, либо полагают, что ценности обладают ни от чего не зависящей значимостью. В рамках исследования опрошено 200 студентов из различных вузов г. Алматы; проанализирована современная научная литература, посвященная образу «постковидного» образования; выявлены основные тренды дистанционного образования. Заключение. В настоящее время складывается новый тип образования. В статье предпринимается попытка проанализировать степень удовлетворенности студентов, выявить основные проблемные точки в дистанционном образовании их глазами, а также основные тренды сферы образования в постковидную эпоху.
DOI: 10.15372/PHE20210103 |