КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Б.В. Сапрыгин
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия saprygin2007@yandex.ru
Ключевые слова: когнитивная лингвистика, психолингвистика, лингводидактика, семантика, аналитическая философия, антиментализм, концептуальные модели, концептуальная метафора, экспериенциальный реализм, концепт, прототип, когнитивная структура, ментальные репрезентации
Страницы: 23-38
Аннотация
Введение. Статья посвящена обсуждению вопроса об использовании достижений когнитивной лингвистики в сфере лингводидактики. При когнитивном подходе к обучению иностранному языку предполагается, что обучающийся осмысливает те ментальные структуры, которые управляют языковым мышлением носителя этого языка, и именно это дает ему возможность овладеть им. Однако возникают вопросы относительно как обоснованности самой когнитивной лингвистики, так и возможности использования ее для целей лингводидактики. Цель статьи - обсудить эти проблемы. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования выступают работы ряда представителей аналитической философии, посвященные вопросам сущности познания и формирования научного знания: прежде всего работы аналитических авторов, разрабатывавших свои идеи в духе эпистемологического релятивизма, конвенционализма и антиментализма. Результаты исследования. В статье показывается, как критика ментализма может отразиться на оценке достижений когнитивной лингвистики и повлиять на использование ее выводов в лингводидактике. Обсуждаются критические замечания в адрес когнитивной лингвистики со стороны представителей разных направлений языкознания. Затем высказываются собственные критические замечания с позиции антименталистской философской методологии. Также с позиции антименталистской методологии обсуждается способ применения положений когнитивной лингвистики в сфере лингводидактики. Говорится о том, что ссылка на ментальные репрезентации при разработке и использовании когнитивных моделей в ходе учебного процесса не может считаться научно релевантной, а использование таких моделей не облегчает задачу овладения иностранным языком. Заключение. Делается вывод о том, что когнитивный подход к преподаванию иностранного языка не вполне соответствует своему названию, поскольку не является в достаточной мере когнитивным и не отражает подлинные когнитивные процессы, происходящие в психике человека. Однако этот метод можно использовать в качестве эвристического приема, который мог бы способствовать овладению языком.
DOI: 10.15372/PHE20210102 |