РОЛЬ И МЕСТО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ
М.В. Таранова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия marinataranowa@yandex.ru
Ключевые слова: практико-ориентированная задача, классификация задач, познавательная активность школьников, мотивация, творческая активность, опыт самостоятельного исследования
Страницы: 185-197
Аннотация
Введение. Рассматриваются практико-ориентированные задачи по математике и выявляются их место и роль в системе курса средней школы. Методология и методика исследования. Фокус исследования направлен средствами системного анализа на выявление места практико-ориентированных заданий в существующих математических системах. Анализируются теоретические подходы к пониманию различных классификаций задач. Методология исследования строится на следующих классификациях: «по фабуле задачи» выделяют два вида: практико-ориентированные и математические; «по требованию» - на построение, на вычисление и доказательство; «по целям использования задач в учебном процессе» - подготовительные, на закрепление, на приобретение новых знаний, на развитие мышления и др. «По характеру мыслительной деятельности» выделяют стандартные и нестандартные задачи; «по методам решения» - аналитические, графические, обобщенные и алгоритмы; по использованию специальных методов - векторный, координатный и др.; «по компонентам учебной деятельности» - организационно-действенные, стимулирующие, контролирующие и др. Результаты исследования. На основе теоретических подходов к классификациям школьных математических задач выявляются роль и место практико-ориентированных заданий в различных классификациях. Доказывается, что практико-ориентированные задачи и задания могут быть средством активизации познавательной активности обучающихся, средством развития школьника, методом организации познавательного процесса, формой организации самостоятельного учебного поиска. Приводятся примеры использования разработанных подходов. Заключение. Делаются выводы о возможности использования практико-ориентированных задач на различных этапах освоения содержания школьного курса математики. Автор доказывает, что в каждой классификации по различным основаниям: 1) по фабуле задачи; 2) требованию; 3) целям использования задач в учебном процессе; 4) характеру мыслительной деятельности; 5) методам решения задач; 6) компонентам учебной деятельности - практико-ориентированные задачи могут выполнять мотивирующие, обучающие и закрепляющие функции на каждом этапе освоения понятий курса математики. Выявленные роли практико-ориентированных задач в системе школьных математических задач позволяют в практике обучения математике организовать их целесообразное использование.
DOI: 10.15372/PHE20200413 |