Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.23.101.60
    [SESS_TIME] => 1732194177
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => ec16f43e8f5b2c9a2bd3993c4675299b
    [UNIQUE_KEY] => 41d46d2cb39069f03f22ff272fdc4ed7
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

РОЛЬ И МЕСТО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ

М.В. Таранова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
marinataranowa@yandex.ru
Ключевые слова: практико-ориентированная задача, классификация задач, познавательная активность школьников, мотивация, творческая активность, опыт самостоятельного исследования
Страницы: 185-197

Аннотация

Введение. Рассматриваются практико-ориентированные задачи по математике и выявляются их место и роль в системе курса средней школы. Методология и методика исследования. Фокус исследования направлен средствами системного анализа на выявление места практико-ориентированных заданий в существующих математических системах. Анализируются теоретические подходы к пониманию различных классификаций задач. Методология исследования строится на следующих классификациях: «по фабуле задачи» выделяют два вида: практико-ориентированные и математические; «по требованию» - на построение, на вычисление и доказательство; «по целям использования задач в учебном процессе» - подготовительные, на закрепление, на приобретение новых знаний, на развитие мышления и др. «По характеру мыслительной деятельности» выделяют стандартные и нестандартные задачи; «по методам решения» - аналитические, графические, обобщенные и алгоритмы; по использованию специальных методов - векторный, координатный и др.; «по компонентам учебной деятельности» - организационно-действенные, стимулирующие, контролирующие и др. Результаты исследования. На основе теоретических подходов к классификациям школьных математических задач выявляются роль и место практико-ориентированных заданий в различных классификациях. Доказывается, что практико-ориентированные задачи и задания могут быть средством активизации познавательной активности обучающихся, средством развития школьника, методом организации познавательного процесса, формой организации самостоятельного учебного поиска. Приводятся примеры использования разработанных подходов. Заключение. Делаются выводы о возможности использования практико-ориентированных задач на различных этапах освоения содержания школьного курса математики. Автор доказывает, что в каждой классификации по различным основаниям: 1) по фабуле задачи; 2) требованию; 3) целям использования задач в учебном процессе; 4) характеру мыслительной деятельности; 5) методам решения задач; 6) компонентам учебной деятельности - практико-ориентированные задачи могут выполнять мотивирующие, обучающие и закрепляющие функции на каждом этапе освоения понятий курса математики. Выявленные роли практико-ориентированных задач в системе школьных математических задач позволяют в практике обучения математике организовать их целесообразное использование.

DOI: 10.15372/PHE20200413