ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ
А.В. Беляев1, О.В. Шаляпин2
1Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Муравленко «Детская художественная школа», Новосибирск, Россия andruu23@mail.ru 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия shalyapin.oleg@mail.ru
Ключевые слова: формирование целостного восприятия, мышление, изобразительное искусство, академическая живопись, композиция, колорит
Страницы: 153-167
Аннотация
Введение. Известно, что основной целью современного художественного образования является сохранение академических традиций, в том числе в области дополнительного художественного образования, где закладываются основы целостного восприятия, постигаются принципы построения тоном и цветом изображения на плоскости. Вместе с тем изучение искусства живописи способствует развитию художественного вкуса и проявлению творчества. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловливается тем фактом, что зачастую методические усилия направляются на формирование технической грамотности, а сложные вопросы формирования целостного восприятия в живописи игнорируются. Поэтому автор акцентирует свое внимание на рассмотрении путей активизации процесса формирования целостного восприятия в живописи у учащихся начальных классов детской художественной школы. Методология и методика исследования. В результате анализа работ Н. В. Амировой, М. В. Бубновой, О. А. Думской и других авторов разработан и обоснован ряд специальных заданий, направленных на активизацию процесса формирования целостного восприятия и изображения в живописи у учащихся. Кроме того, учитывается теоретический и практический опыт таких известных художников, как Н. Н. Ге, И. Э. Грабарь, Б. В. Иогансон, К. А. Коровин, Н. П. Крымов, В. А. Серов, В. А. Фаворский, П. П. Чистяков и др., внесших значительный вклад в дело совершенствования методик преподавания изобразительного искусства, в том числе живописи. Результаты исследования. Обоснована роль краткосрочных заданий, способствующих активизации процесса формирования целостного восприятия. Стало очевидно, что для обретения ясного представления об изображаемом необходимы целенаправленное наблюдение определенной натуры и ее изучение. Кроме того, выявлено, что для стимулирования формирования целостного восприятия на занятиях по живописи внимание учащихся следует направить на анализ конкретных качеств визуального образа натуры и постижение принципов построения композиционно-цветового единства на плоскости. При этом с целью формирования целостного восприятия и изображения необходимо применять разнофактурные, сближенные тонально и по цвету с фоном предметы, а также производить обобщение изображения наряду с разработкой пространства и объема. Заключение. Автор пришел к выводу, что предложенная последовательность и характер работы над специальными кратковременными упражнениями в достаточной мере повысит уровень целостного восприятия и соответствующих живописных умений у учащихся начальных классов детской художественной школы. Вместе с тем выявлено, что процесс формирования данного восприятия у учащихся нельзя рассматривать без связи с практикой, так как элементарное непонимание специфики работы с красками создает серьезное затруднение для его успешного формирования.
DOI: 10.15372/PHE20200411 |