К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Е.А. Александрова1, Н.А. Евдокимов2, А.И. Евдокимова2, И.В. Таньчева2
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, Россия alexkatika@yandex.ru 2Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратов, Россия nikolayevdokimov@yandex.ru
Ключевые слова: образование, инклюзивное образование, высшее образование, обучающиеся, педагогика, инклюзивная образовательная среда
Страницы: 125-140
Аннотация
Введение. В статье актуализируется вопрос о развитии инклюзивного образования, связанном с увеличением числа людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот факт подтверждает острую необходимость включенности инвалидов в жизнь и деятельность общества, которое в свою очередь не может оставаться на прежнем уровне восприятия проблемы. Авторская позиция базируется на выявленных аспектах образовательной среды, напрямую связанных с разнонаправленностью понимания ее участниками моральных сторон исследуемой ситуации, а также сложностями и возможностями совершенствования способов получения качественного образования лицами с ОВЗ. Методология и методика исследования. Применен сравнительно-сопоставительный анализ данных, свидетельствующих об увеличении количества людей с ограниченными возможностями здоровья в России и мире за 2012-2019 гг. с 8 до 35 %. Сравниваются статистические показатели в динамике за несколько лет: в России и Саратовской области численность инвалидов и инвалидов-детей характеризуется неуклонным ростом. Уточнены причины возникновения инвалидности, среди которых решающее значение имеют заболевания нервной системы, при этом другие заболевания, вызывающие инвалидность, демонстрируют рост. Рассматриваются методы организации инклюзивного образования и проблематика его реализации в современном мире. Результаты исследования. Конкретизация педагогических задач инклюзивного образования заключается в создании единой психологически комфортной образовательной среды; реструктуризации культуры учебных заведений, правил, норм; организации новой системы психолого-педагогического сопровождения, лечебно-профилактических направлений деятельности; обеспечении доступа к образовательной среде; совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Охарактеризована суть компонентов образовательной среды: архитектурные особенности зданий и оборудования; тип культуры, предполагающий наличие между педагогом и обучающимся сформированных отношений сотрудничества; психодидактический, предполагающий освоение обучающимся, способ деятельности. По каждому компоненту предлагаются рекомендации в целях совершенствования педагогических методик работы с обучающимися в инклюзивной среде. Выявлены причины, замедляющие инклюзию в образовательных учреждениях России, среди которых выделяется нежелание обучающихся замечать трудности сверстников с ОВЗ, а также отсутствие консультирования и включенности инвалидов в общественную жизнь. Заключение. В результате исследования выявлена тенденция роста численности обучающихся с ОВЗ на территории России, а также определена необходимость создания оптимальных условий для детей, которые не получили подтверждения об инвалидности, но имеющих отклонения в здоровье и поэтому нуждающихся в определенной педагогической поддержке. Обнаруженная низкая удовлетворенность обучающихся с ОВЗ работой образовательных организаций подводит к вопросу об обеспечении эффективности способов деятельности обучающихся-инвалидов и ее востребованности у окружающих как показателя качественности инклюзивной образовательной среды. Поиск ответа на вышеобозначенный вопрос приводит к раскрытию содержания компонентов образовательной среды, объединенных приобщением всех обучающихся к ценностям культуры, реализуемых в их деятельности.
DOI: 10.15372/PHE20200409 |