МОДЕЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО РОЛЬ В ИНТЕГРАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С.А. Мадюкова
Институт философии и права Сибирского отделения российской академии наук, Новосибирск, Россия sveiv7@mail.ru
Ключевые слова: этнокультура, этнокультурное образование, интеграция, межэтническое сообщество, этнокультурный портрет региона, Тува
Страницы: 65-82
Аннотация
Введение. В статье поднимается вопрос о современном состоянии этнических культур и специфике системы образования как существенно важного современного публичного канала передачи этнокультуры. С помощью системы образования решается обширный пласт проблем этнокультурного развития: формирование позитивной этнокультурной идентичности, определение места локальной этнокультуры в мировой культуре, формирование межкультурного диалога в этноконтактных зонах, реализация экономического потенциала этнокультур и др. В то же время на разных этапах и направлениях образования решаются разные задачи и реализованы содержательно различающиеся цели и механизмы трансляции этнокультуры. Целью статьи является изучение роли системы образования в процессах консолидации межэтнических сообществ России. Методология и методика исследования. В статье использовано теоретическое моделирование с последующей эмпирической верификацией, подкрепленное применением социокультурного подхода для комплексного учета влияния социальных, культурных, экономических, демографических, политических и других процессов на специфику этнокультурного образования в конкретном регионе. Результаты исследования. Зафиксировано понимание этнокультуры как комплексного образования, компонентами которого являются как ценностные ориентации, так и сакральные обряды, а также повседневные социокультурные навыки и опыт (владение родным языком, ведение традиционного хозяйства), прикладное народное творчество и др.; этнокультурное знание и этнокультурная идентичность, формируемая на основе этого знания. Зафиксированы основные компоненты теоретической модели этнокультурного образования: функционально-целевая, институциональная, содержательная и организационная. Осуществлена типологизация форм этнокультурного образования в соответствии с компонентами представленной теоретической модели этнокультурного образования (на примере Республики Тыва). Выделены три основные его формы: первая форма - это этнокультурное образование в школе, в рамках национально-регионального компонента; вторая форма - это получение конкретного декоративно-прикладного или музыкального образования; к третьей форме отнесены курсы повышения квалификации, публичные лекции, научные конференции, олимпиады и т. д. Этнокультурное образование рассматривается как один из ключевых публичных каналов передачи этнокультурной информации. Зафиксирована трансформация содержания связки «образование - этнокультура»: от взаимоисключающего понимания (либо образованный, либо живущий по этнокультурным канонам) к пониманию возможности получения знаний об этнокультуре преимущественно посредством образовательных каналов. Выявлены возможные благоприятные последствия расширения практик использования потенциала этнокультуры для консолидации современных межэтнических сообществ России, а также интеграции этнокультур России в мировое культурное пространство без потери этноспецифичности. Заключение. Сделан вывод, что этнокультурное образование работает на интеграцию межэтнических сообществ России посредством повышения уровня этнокультурной компетентности индивидов, формирования позитивной этнокультурной идентичности и этнопатриотизма, а также обладает потенциалом для формирования этнокультурного диалога на основе знаний о других этнокультурах.
DOI: 10.15372/PHE20200405 |