Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.147.82.252
    [SESS_TIME] => 1732192432
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 960967f26da00c65965ac207024b3bf6
    [UNIQUE_KEY] => 7d20333047120b82cf4521a69cc86bab
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия
mailolga84@mail.ru
Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, трансдисциплинарный подход в образовании, цифровые технологии
Страницы: 32-47

Аннотация

Введение. Логика дисциплинарного знания легко ложится на известный принцип, сформулированный философом-ученым Р. Декартом. Речь идет о принципе анализа или редукционизма, который означает: чтобы понять любое сложное явление, необходимо разобрать его на части, то есть разложить на отдельные компоненты. Если они все еще сложны, следует осуществить дальнейший анализ и посмотреть на вновь образовавшиеся компоненты. Трансдисциплинарность является исследовательским и научным подходом, который наиболее эффективен там, где невозможно сугубо дисциплинарное или специализированное определение проблемных ситуаций и решений. Изучение трансдисциплинарного подхода в науке и философии позволяет подойти к его адекватному воплощению в системе образования. Методология и методика исследования. Трансдисциплинарный подход в науке и образовании является основополагающей методологией настоящего исследования. Использовались методы сравнительного анализа, обобщения проблем трансдисциплинарного проектирования; моделирование как средство наглядного представления взаимосвязи познаваемого объекта и познающих субъектов в трансдисциплинарном подходе. Результаты исследования. На основе разграничения понятий «трансдисциплинарность», «полидисциплинарность» и «междисциплинарность» обобщаются, анализируются и конкретизируются основные положения применения трансдисциплинарного подхода в науке. Выделяются важнейшие тенденции при проведении трансдисциплинарных исследований, трансдисциплинарном проектировании. Описываются исследования в области применения трансдисциплинарного подхода в образовании; приводятся соответствующие психолого-педагогические условия, применение которых рассмотрено на отдельном примере. Трансдисциплинарный подход в образовании заключается в решении научно-практических проблем силами команды представителей различных профессиональных групп и социальных акторов, то есть лиц, заинтересованных в решении обозначенной проблемы. Каждый член команды вступает в ситуацию обмена опытом, идеями, компетенциями, происходит расширение картин мира взаимодействующих субъектов познания, обогащается научная область, в которую оно развернуто. Таким образом, педагогической основой трансдисциплинарного подхода является проектный и командный методы, активное социально-психологическое обучение, технологии наставничества и сопровождения. Заключение. Философской основой трансдисциплинарного подхода в науке являются теория постнеклассической рациональности, неразрывное единство и взаимообусловленность объекта и субъектов познания, идея «включенного среднего» B. Nicolescu (Б. Николеску), философии трансдисциплинарности как философии инновации (Л. П. Киященко), положение о синтезе наук в цифровом, гуманитарном и информационном аспектах. Для реализации трансдисциплинарного подхода определяющими условиями выступают стимулирование совместной командной деятельности представителей различных профессиональных групп и комплексная оценка синтезированного продукта трансдисциплинарного проекта.

DOI: 10.15372/PHE20200403