ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
О.В. Крежевских
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия mailolga84@mail.ru
Ключевые слова: трансдисциплинарность, трансдисциплинарный подход, трансдисциплинарный подход в образовании, цифровые технологии
Страницы: 32-47
Аннотация
Введение. Логика дисциплинарного знания легко ложится на известный принцип, сформулированный философом-ученым Р. Декартом. Речь идет о принципе анализа или редукционизма, который означает: чтобы понять любое сложное явление, необходимо разобрать его на части, то есть разложить на отдельные компоненты. Если они все еще сложны, следует осуществить дальнейший анализ и посмотреть на вновь образовавшиеся компоненты. Трансдисциплинарность является исследовательским и научным подходом, который наиболее эффективен там, где невозможно сугубо дисциплинарное или специализированное определение проблемных ситуаций и решений. Изучение трансдисциплинарного подхода в науке и философии позволяет подойти к его адекватному воплощению в системе образования. Методология и методика исследования. Трансдисциплинарный подход в науке и образовании является основополагающей методологией настоящего исследования. Использовались методы сравнительного анализа, обобщения проблем трансдисциплинарного проектирования; моделирование как средство наглядного представления взаимосвязи познаваемого объекта и познающих субъектов в трансдисциплинарном подходе. Результаты исследования. На основе разграничения понятий «трансдисциплинарность», «полидисциплинарность» и «междисциплинарность» обобщаются, анализируются и конкретизируются основные положения применения трансдисциплинарного подхода в науке. Выделяются важнейшие тенденции при проведении трансдисциплинарных исследований, трансдисциплинарном проектировании. Описываются исследования в области применения трансдисциплинарного подхода в образовании; приводятся соответствующие психолого-педагогические условия, применение которых рассмотрено на отдельном примере. Трансдисциплинарный подход в образовании заключается в решении научно-практических проблем силами команды представителей различных профессиональных групп и социальных акторов, то есть лиц, заинтересованных в решении обозначенной проблемы. Каждый член команды вступает в ситуацию обмена опытом, идеями, компетенциями, происходит расширение картин мира взаимодействующих субъектов познания, обогащается научная область, в которую оно развернуто. Таким образом, педагогической основой трансдисциплинарного подхода является проектный и командный методы, активное социально-психологическое обучение, технологии наставничества и сопровождения. Заключение. Философской основой трансдисциплинарного подхода в науке являются теория постнеклассической рациональности, неразрывное единство и взаимообусловленность объекта и субъектов познания, идея «включенного среднего» B. Nicolescu (Б. Николеску), философии трансдисциплинарности как философии инновации (Л. П. Киященко), положение о синтезе наук в цифровом, гуманитарном и информационном аспектах. Для реализации трансдисциплинарного подхода определяющими условиями выступают стимулирование совместной командной деятельности представителей различных профессиональных групп и комплексная оценка синтезированного продукта трансдисциплинарного проекта.
DOI: 10.15372/PHE20200403 |