Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.224.73.124
    [SESS_TIME] => 1732192452
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 6140d3f9e1cc8ecad6bdebe0c4d6ed14
    [UNIQUE_KEY] => ee212a2bd606e2e8948a74e2be5f4904
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

О.И. Тарасова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, Санкт-Петербург, Россия
ol.tar@mail.ru
Ключевые слова: образование, образованность, мышление, осознанность, обучение, погружение, понимание, онтология образования, творчество, самообучение, целесообразность, ценность, время, будущее
Страницы: 17-31

Аннотация

Введение. Каждой эпохе, каждой культурно-исторической и этнической цивилизации присуща своя система образования, со своим набором задач, целей, ценностей, приоритетов, реализуемых в разных системах координат, картинах мирах, процессах, технологиях, дидактиках и парадигмах. Образование изначально связано с феноменом человека. В современном мире наблюдается очевидная исчерпанность европейской социокультурной модели информационно-репродуктивной, трансляционной парадигмы образования, у истоков которой стоял Я. А. Коменский, во всех ее технологических и методических вариантах и модификациях. Методологией и методиками исследования стали философия образования, философская и педагогическая антропология, философская и педагогическая аксиология, философия и психология творчества, педагогика искусства. Если вынести за скобки все публицистические и идеологические противоречия, присутствующие в околошкольной дискуссии, то можно сконцентрировать внимание на методологических и методических, ключевых моментах, которые дают возможность трансформировать исчерпавшую себя модель образования, перейти к новой социокультурной и со-творческой педагогике, по новым канонам осознанности, позволяя по-иному реализовывать время образования. Прежде всего - это мягкая, последовательная трансформация коммуникативной модели: от линейного вещания к нелинейному многоголосному диалогу; постепенное преодоление тотальности односторонней визуальной дидактики и вѝдения школы как технологии интеллекта к развитию целостного восприятия и формирование осознания школы как изначальной, антропологической, поэтики бытия. Результаты исследования. Задаваемые «великой дидактикой» технические и технологические параметры процесса обучения как трансляции знаний уже не соответствуют сегодняшним реалиям. Поиски нового социокультурного варианта образования связаны с преодолением масс-школы, массовой культуры, масс-медиа коммуникации как одномерного принципа взаимодействия в процессе обучения, воспитания и образования. Одномерное и потребительское сознание, получаемое на выходе из образовательного конвейера, не способно к пониманию сущности истины, сущности бытия, в своем интеллектуальном и бесчувственном состоянии не способно на прорыв к трансцендентному, осознанию «положения человека в космосе». В отечественной философской и педагогической мысли всегда присутствует, с одной стороны, традиция поиска и осознания феномена «живого знания», «живого образования», «живой школы»; с другой - традиция педагогического поиска и педагогического новаторства. Возможно ли изменить масштаб педагогических категорий на основе идей М. Шелера, М. Хайдеггера? Возможна ли иная, нелинейная, фрактальная организация процесса обучения? Каким образом скорости новейших социокультурных процессов будет соответствовать новый ритм, такт и лад образования? Заключение. В настоящее время возникла необходимость полного переосмысления всего предшествующего опыта «производства интеллекта» (А. А. Зиновьев) для формирования новой парадигмы образования и образованности, соответствующих «картине мира завтрашнего дня».

DOI: 10.15372/PHE20200402