Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.129.247.250
    [SESS_TIME] => 1732195700
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => cc10ace50d15ef8aa679049eaa3dad93
    [UNIQUE_KEY] => 2fa9d969bc91df3d7371332f6a3fd2dd
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 4

ЛОКАЛЬНАЯ АРХИТЕКТОНИКА ПРОСТРАНСТВА КОНСТРУИРОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРООБРАЗОВ ФЕНОМЕНА ОБРАЗОВАНИЯ: ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ АСПЕКТ

В.В. Вихман
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
vvv@smc.nstu.ru
Ключевые слова: феномен образования, дисциплинарные прообразы феномена образования, архитектоника, пространство конструирования, локальная архитектоника
Страницы: 5-16

Аннотация

Введение. Статья нацелена не столько на осмысление проблемы возникновения многообразных дисциплинарных теоретических интерпретаций («теоретических прообразов») феномена образования в научном полидисциплинарном пространстве, сколько на их предметную специфику. Многообразность теоретических интерпретаций обусловлена разнообразием источников и механизмов, порождающих их. Выдвигается мысль, что источниками продуцирования специфических теоретических интерпретаций феномена образования выступают дисциплинарные «образовательно-ориентированные»1 научные области. Механизмами, в свою очередь, являются дисциплинарные методы и конструкты, научные традиции и исследовательские программы, доминирующие в рамках каждой предметной области. Предполагается, что новизна настоящей работы заключается в принятии следующего обстоятельства: дисциплинарная область есть не что иное, как пространство конструирования теоретических представлений (прообразов) феномена образования со своей особенной архитектоникой. Аргументируется, что в контексте решения заявленной проблемы заслуживает особого внимания конфигурация архитектоники пространства конструирования. Результатом настоящего исследования является предположение, что дисциплинарным научным областям присуща локальная конфигурация архитектоники пространства конструирования теоретических прообразов, проецирующая на них свой «архитектонический отпечаток»2. Методология и методика исследования. Методологическим основанием настоящего исследования выступает обращение к так называемому «пространственному повороту» в научном познании. Примечательно, что в социально-гуманитарной науке по сей день не прекращаются дискуссии по вопросам пространственных проблем вообще и производства пространства, его специфики в частности. Особое значение в свете решения определенных нами задач осмысления дисциплинарных пространств конструирования приобретает воззвание к концепции А. Лефевра о воспроизводстве пространства профессиональными сообществами и междисциплинарному понятию «архитектоника». В этом контексте представляется убедительным проанализировать различные дисциплинарные пространства конструирования теоретических интерпретаций феномена образования и специфику их конфигурации в пространственных координатах. Пространственные (архитектонические) координаты имеют имманентный дисциплинарный характер, который определяет, на наш взгляд, абрис архитектоники пространства. Результаты исследования. В осмыслении специфики выявляемых в полидисциплинарном пространстве теоретических интерпретаций выдвинута идея об особенностях механизмов и условиях их зарождения. В качестве таких механизмов были определены различные дисциплинарные методы, традиции, а условием стало признание того факта, что дисциплинарные области не только выступают как пространство конструирования данных теоретизаций феномена образования, но и обладают своей уникальной архитектоникой. Теоретические результаты конструирования исследователями в дисциплинарных пространствах предлагается принять за дисциплинарные прообразы феномена образования. Определение такого подхода к рефлексии массива теоретических представлений о полидисциплинарном феномене образования позволяет предпринять попытку прояснить онтогенез всех его как наличных, так и потенциальных интерпретаций. Заключение. Несмотря на предполагаемую простоту понимания феномена образования и наличие многообразия научных дисциплин, которые его изучают, так и остается непроясненным генезис значительного корпуса всевозможных его теоретических интерпретаций в научном пространстве. Отдавая должное тому, что было сформировано и накоплено «образовательно-ориентированными» дисциплинарными науками в части постижения феномена образования, предлагается взглянуть на процесс зарождения теоретизаций изучаемого феномена следующим образом. С одной стороны, все теоретизации феномена образования принять как его дисциплинарные прообразы, сконструированные исследователями в процессе постижения этого феномена, с другой - признать, что всем сконструированным дисциплинарным прообразам присущ «архитектонический отпечаток» пространства конструирования. Следует отметить, что к дисциплинарному пространству конструирования предлагается применить локальную архитектонику, которая демонстрирует ограниченность его эвристического потенциала. Это впоследствии позволит вывести исследовательскую стратегию познания феномена образования на новый уровень - открытую (сетевую) архитектонику пространства конструирования.

DOI: 10.15372/PHE20200401