ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УСПЕШНОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ
А.В. Маланичева
Алтайский государственный педагогический университет, Барнаул, Россия milamav82@mail.ru
Ключевые слова: организация работы учителя, подготовка школьников, ГИА, ОГЭ, ЕГЭ, обществознание, organization of the teacher’s work, training of students, GIA, OGE, social studies
Страницы: 217-234
Аннотация
Введение. Проблема качественной подготовки школьников к государственной итоговой аттестации является актуальной в современном образовании. Это связано с отсутствием единого учебника или пособия, содержание которых отражало бы теоретический материал, соответствующий проверяемым знаниям в заданиях, содержащихся в контрольно-измерительных материалах государственной итоговой аттестации и актуального банка заданий, при помощи которого школьник мог бы вырабатывать умения и навыки выполнения заданий контрольно-измерительных материалов. Методология и методика исследования. Объектом исследования является процесс обучения в общеобразовательной организации, предметом - педагогическое содействие успешной подготовке школьников к государственной итоговой аттестации в образовательной организации. При анализе работ Т. А. Бочаровой, Ю. С. Егоровой, Н. Ф. Ефремовой, Л. Ю. Ереминой, И. В. Лучиной, О. Д. Мишиной мы выделили деятельностный, психологический и содержательные подходы. Исследуя работы Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, И. П. Подласого, М. Н. Скаткина и др. мы пришли к выводу, что подготовку школьников рассматривают с позиции организации процесса, направленного на эффективное усвоение знаний. Особое внимание при организации процесса усвоения знаний школьниками уделяется их психофизиологическим особенностям (Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, И. Я. Зимней и др). Проблемой контроля за процессом усвоения знаний школьниками занимались С. М. Громбах, Ю. А. Корнаржевский, В. М. Полонский, Т. И. Шамова и др. В исследовании мы использовали теоретические (анализ источников по проблеме исследования) и эмпирические (организация экспериментальной работы и сравнение результатов контрольного и экспериментального классов) методы. Результаты исследования. Решение обозначенной проблемы мы видим в систематической организации подготовки школьников к государственной итоговой аттестации начиная с 9 класса. Подготовка школьников должна осуществляться на основе принципа преемственности заданий, представленных в контрольно-измерительных материалах основного государственного экзамена и единого государственного экзамена для школьников, заканчивающих получение общего образования. Внедрение рассматриваемой методики подготовки школьников к государственной итоговой аттестации в школах г. Барнаула показало повышение уровня знаний, сформированных умений и навыков школьников при выполнении как в форме основного государственного экзамена, так и в форме единого государственного экзамена. В связи с постоянными изменениями в содержании заданий контрольно-измерительных материалов, структуре контрольно-измерительных материалов тема настоящего исследования является актуальной и перспективной. Заключение. В ходе нашей работы мы пришли к выводу, что при организации учебного процесса, выстроенного на основе преемственности, у школьников формируются умения и навыки, которые позволяют выполнить задания контрольно-измерительных материалов на более высокий балл.
DOI: 10.15372/PHE20200215 |