ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
О.Б. Макарова, М.В. Иашвили
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия maknsk@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая интеграция, междисциплинарный уровень интеграции, интегрированный учебный предмет, междисциплинарность, метапредметность, метапредмет, educational integration, interdisciplinary integration, integrated teaching, interdisciplinary connections, interdisciplinary approach, meta-subject
Страницы: 205-216
Аннотация
Введение. В статье представлено исследование истории педагогической интеграции и метапредметного подхода в образовании. Взаимосвязь учебных дисциплин представляет собой сложную многоаспектную проблему и имеет свои дидактические закономерности, изучению которых посвящены фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых ХХ-ХХI вв. Проведенный системный анализ научных исследований и педагогический опыт показали, что часто эти понятия используются как синонимы. Возникшее противоречие между существующей практикой общего образования и новыми метапредметными требованиями государственных образовательных стандартов может быть разрешено созданием интегрированных дисциплин, что приведет к ликвидации многопредметности преподавания и формированию у обучающихся целостной системы общенаучных знаний. Методология и методика исследования. Методологической основой исследования стали теория интеграции содержания образования в рамках системного и уровневого построения; междисциплинарный подход и др. Интеграция - всеобщее понятие, именно общенаучный, междисциплинарный уровни интеграции позволяют структурировать учебный материал и объединять учебные предметы в интегрированные учебные дисциплины или метапредметы. Авторами и под их руководством на протяжении двадцати лет проводятся педагогические исследования по разработке интегрированных курсов и внедрения их в учебный процесс. Результаты исследования. В ходе исследования выявлено различие в содержании понятий «метапредметность», «междисциплинарность», «интеграция». Метапредметы являются новой образовательной формой, выстроенной над традиционными учебными предметами. Они представляют собой новый тип учебных дисциплин, основу которых составляет мыследеятельностный тип объединения учебного материала разных предметов, а также рефлексивное отношение к основам мышления. В результате проведенных исследований в учебные планы нескольких общеобразовательных заведений нашей страны включены интегрированные элективы, а в профессиональные учебные заведения введены интегрированные учебные дисциплины. Заключение. Педагогическая интеграция - это методологическая основа построения междисциплинарных учебных предметов, интегрированных или метапредметных. Задолго до внедрения в современную систему образования новых федеральных государственных образовательных стандартов, в которых говорилось о метапредметных результатах, а именно: в 1970-1990-е гг. были разработаны интегрированные курсы, метапредметные формы обучения, идентичные современным метапредметам. Но, к сожалению, как это часто бывает, в педагогике переоткрывают уже открытое. Метапредметность в контексте, который предлагает образовательный стандарт - это межпредметные взаимодействия плюс общеучебные умения. Междисциплинарность - это один из уровней интеграции.
DOI: 10.15372/PHE20200214 |