РЕСУРСНЫЕ КЛАССЫ КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.А. Ряписов, А.Г. Ряписова, Т.Л. Чепель
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия ryapisov@ngs.ru
Ключевые слова: ресурсный класс, детский аутизм, дети с расстройствами аутистического спектра, проектная сессия, resource class, children’s autism, children with autism spectrum disorders, project session
Страницы: 192-204
Аннотация
Введение. Образование детей с аутизмом является одной из самых актуальных и трудно решаемых задач и зарубежного, и российского образования, о чем свидетельствуют многочисленные публикации исследователей и практиков. Один из вариантов, позволяющих обеспечивать права детей с расстройствами аутистического спектра на инклюзивное образование в общеобразовательной школе - создание ресурсных классов (ресурсных зон). Практика работы ресурсных классов в системе образования Новосибирской области заслуживает не только внимания педагогической и научной общественности, но и специального научного исследования и обобщения для определения возможностей масштабирования этого инновационного опыта. Методология и методика исследования. Методологическую основу работы ресурсных классов составляет теория прикладного анализа поведения (АВА - Applied Behavior Analysis). Опыт создания ресурсных классов в зарубежных странах показывает возможность к использованию и альтернативных научных теорий: когнитивно-поведенческой, эмоционально-уровневой, вербально-поведенческого подхода и модели, основанной на развитии, индивидуализации и взаимоотношениях - DIR-Floortime. Для анализа и обобщения практического опыта работы ресурсных классов в системе образования Новосибирской области на базе ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» была организована проектная сессия, участниками которой стали 378 человек. В процессе обсуждения методологических, технологических и организационных аспектов деятельности ресурсных классов приглашенные эксперты-спикеры выразили мнение по поводу достижений, актуальных проблем и перспектив развития инклюзивного образования детей с аутизмом в Новосибирской области. Результаты исследования. В 2019/20 учебном году в Новосибирской области насчитывается более 31 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе около 600 детей с расстройствами аутистического спектра. По инициативе родителей детей с аутизмом, выбравших в соответствии со своим законодательно закрепленным правом для особенных детей инклюзивное образование, на базе пяти школ в период с 2017 по 2019 г. созданы ресурсные классы для обучения детей с таким диагнозом. Результаты их деятельности позволяют увидеть как эффекты, так и проблемные зоны, оценить запросы родителей и сотрудников инклюзивных школ на психолого-педагогическую поддержку и помощь в обучении и развитии детей с расстройствами аутистического спектра. По итогам работы проектной сессии были сформулированы предложения, направленные в Министерство образования Новосибирской области. Заключение. В ходе проведения проектной сессии проанализирован опыт работы ресурсных классов как инновационных инфрастуктурных компонентов образовательной инклюзии и выявлены возможности улучшения специальных образовательных условий для обучения детей с расстройствами аутистического спектра в образовательном пространстве Новосибирской области.
DOI: 10.15372/PHE20200213 |