ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Е.Р. Зинкевич, О.С. Кульбах
Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, Россия lenazinkevich@mail.ru
Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, ценностные ориентации, профессиональная культура, воспитательная работа, value-semantic sphere, value orientations, professional culture, educational work
Страницы: 179-191
Аннотация
Введение. Цель исследования - определение структуры ценностных ориентаций первокурсников - будущих педагогов-дефектологов и клинических психологов. Интерес к проблеме объясняется ее значимостью в становлении профессиональной культуры будущих специалистов. Публикация призвана привлечь внимание исследователей к междисциплинарной проблеме, связанной с ценностными ориентациями молодежи. Методология и методика исследования. Объект исследования - студенты первого курса: будущие педагоги-дефектологи и будущие клинические психологи. Предмет исследования - ценностные ориентации, изучение которых строилось на основе аспектного, научного, прагматического, системного и эмпирического подходов. Для диагностики применялась методика М. Рокича. Результаты обрабатывались методами математической статистики с использованием пакета прикладных программ Statistica 10.0. Результаты исследования. Обращение к проблеме обусловлено необходимостью формирования ценностно-смысловой сферы студентов уже на ранних этапах обучения в вузе. Результаты исследования показали распределение терминальных и инструментальных ценностей по степени их значимости у респондентов. Рассматривая в совокупности инструментальные ценности в обеих группах, можно сделать вывод, что для будущих педагогов-дефектологов характерна прагматическая направленность, а для будущих клинических психологов - альтруистическая. Можно порекомендовать расширить методический инструментарий, направленный на изучение ценностных ориентаций обучающихся в учреждениях высшего образования, и пересмотреть содержание воспитательной работы со студентами разных специальностей на этапе допрофессиональной подготовки. Заключение. Выявлена неоднородная структура ценностей студентов первого курса, свидетельствующая об отсутствии предпосылок для формирования профессиональной культуры у будущих педагогов-дефектологов, тогда как у будущих клинических психологов иерархия ценностей более гармонична и может выступать основанием для их профессионального становления. Научная новизна исследования заключается в том, что его результаты - доказательство необходимости изучения структуры ценностных ориентаций обучающихся уже на этапе допрофессиональной подготовки. Исследование имеет методологическое значение, выступая ориентиром для профориентационной работы в школе. Прикладное значение результатов - в их актуальности для разработки вариативных программ воспитательной работы, учитывающих профессиональную направленность будущих специалистов, а также для коррекционной работы с обучающимися.
DOI: 10.15372/PHE20200212 |