СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УСЛОВИЯХ ПЕРВИЧНОЙ АДАПТАЦИИ
И.А. Федосеева1, А.Ю. Бушуев2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия fedoseevairina60@gmail.com 2Новосибирское высшее военное командное училище, Новосибирск, Россия buschuev78@mail.ru
Ключевые слова: социальная адаптация, профессиональная подготовка военнослужащих, социально-педагогическое сопровождение, профессиональная мотивация, social adaptation, professional training of military personnel, social and pedagogical support, professional motivation
Страницы: 166-178
Аннотация
Введение. Статья посвящена рассмотрению специфики профессиональной адаптации военных курсантов и некоторым факторам их социально-педагогического сопровождения. Методология и методика исследования основаны на теоретическом анализе зарубежных и отечественных научных источников. Результаты исследования. Определено содержание социальной адаптации военнослужащих по призыву и выявлена ее взаимосвязь с рядом психологических параметров. Рассмотрены характеристики социальной адаптации военнослужащих. Описаны этапы социальной адаптации к военно-профессиональной среде военнослужащих по призыву. Установлены критерии адаптированности военнослужащих к профессиональной деятельности по военно-учетной специальности. Определена специфика социально-педагогического сопровождения как направления работы, позволяющего оптимизировать показатели социальной адаптации военнослужащих по призыву. Раскрыты основные составляющие социально-педагогического сопровождения профессиональной подготовки военнослужащих по призыву, к которым относятся следующие: распространение среди военнослужащих информации о феномене социальной адаптации к военно-профессиональной деятельности, особенностях поведения в военно-социальной среде; формирование положительной профессиональной мотивации к военно-профессиональной деятельности; поддержка военнослужащих в процессе освоения ими новой профессиональной роли; обучение военнослужащих навыкам взаимодействия в воинском коллективе, способам решения межличностных конфликтов в военной среде; помощь военнослужащим в осознании их личностных особенностей, играющих важную роль в адаптации к военно-профессиональной среде и др. Новизна темы исследования заключается в описании специфики социальной адаптации как фактора социально-педагогического сопровождения в профессиональной подготовке младших специалистов на основе интеграции зарубежного и отечественного опыта работы. Заключение. По мнению зарубежных исследователей, военный коллектив представляет собой концепцию с общими целями и правилами, которая существует в сознании участников, но не всегда полностью представлена в когнитивной форме. Правила, используемые в социально-военной среде, - набор переменных, которые при объединении создают структуру ситуации действия военнослужащих. Соответственно, выполнение правил, принятых в воинском коллективе, является важной составляющей социальной адаптации военнослужащих, определяющей специфику их деятельности. В отечественных исследованиях представлена специфика создания педагогических условий для оперативной социальной адаптации к военной среде, формирования психологической готовности и патриотизма у военнослужащих по призыву в Учебных центрах военных вузов РФ посредством организации социально-педагогического сопровождения. Это направление работы понимается как система мероприятий, ориентированных на социально-педагогическое и психофизиологическое обследование военнослужащих, оказание им помощи в процессе военно-профессиональной деятельности, а также коррекцию проявлений дезадаптации с учетом состояния физического и психологического здоровья.
DOI: 10.15372/PHE20200211 |