Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.109.144
    [SESS_TIME] => 1732195664
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => f9e9dc97af91a0975948053b72738fd4
    [UNIQUE_KEY] => f876b7ad5dc1189698f2775fb25a4161
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА ЧЕЛОВЕКА В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Л.В. Баева
Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия
baevaludmila@mail.ru
Ключевые слова: влияние цифровизации, безопасная коммуникативно-образовательная среда, безопасность, риски, impact of digitalization, safe communicative and educational environment, digitalization of education, security, risks
Страницы: 131-144

Аннотация

Введение. В условиях цифровых трансформаций основных сфер современного социума возрастает необходимость изучения оценки влияния новых процессов и явлений на человека. Одним из трендов современного общества становится развитие цифрового обучения, набирающего популярность по всему миру. При этом возникают новые риски и угрозы, связанные с информационным воздействием на обучающегося, изменением его образа жизни, физических параметров здоровья, социальных навыков, без оценки которых эффективность этой формы обучения может существенно снижаться. Целью статьи является исследование характера влияния цифровизации образования на человека с позиции теории комплексной безопасности и обоснование необходимости создания в формирующейся системе цифрового образования в России безопасной коммуникативно-образовательной среды. Методология и методика исследования исходит из принципов ценностного подхода, теории «общества рисков» У. Бека, а также теории электронной культуры, разрабатываемой автором в последние годы. Объектом исследования выступает процесс цифровизации образования, предметом - вопросы обеспечения безопасности обучающегося в образовательной коммуникативно-информационной среде. Результаты исследования. Выявлены и охарактеризованы наиболее существенные возможные риски и угрозы комплексной безопасности, связанные с цифровой трансформацией коммуникативной среды, касающиеся этических, когнитивных, антропологических, психологических аспектов, которые должны быть учтены при внедрении цифрового обучения в качестве основной формы. На основе оценки рисков предложена концепция создания безопасной коммуникативно-образовательной системы, направленной на противодействие основным угрозам для учащихся и мерам для их профилактики. Элементы системы направлены на диагностику и мониторинг рискогенных процессов (психологических, коммуникативных, мотивационных и др.), обеспечение защиты персональных данных, прав личности в цифровой среде, формирование информационной этики и др. Заключение. Выявлено, что при заметных преимуществах, связанных с переходом к цифровым форматам образования, обнаруживаются рискогенные тенденции, требующие пристального внимания. Проведенный прогностический анализ показал, что наиболее существенные риски могут быть связаны с ослаблением социальных навыков, когнитивных способностей и с угрозами информационной безопасности. Существенное воздействие цифровизация образования может оказать и на физические параметры здоровья, увеличив «экранное время», формируя зависимость от гаджетов, оказывая влияние на зрение, опорно-двигательную систему, навыки здорового образа жизни в целом. В связи с этим обоснована необходимость концептуальной разработки и последующего внедрения системы безопасной коммуникативно-образовательной среды для обучающихся в рамках цифрового образования.

DOI: 10.15372/PHE20200209