РЕШАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМУ КРИЗИСА ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ?
Г.И. Петрова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: личностная идентичность, индивид, антропологический портрет, стратегия образования, образовательное знание, personal identity, individual, anthropological portrait, strategy of education, educational knowledge
Страницы: 117-130
Аннотация
Введение. Цель статьи - осуществить философскую рефлексию относительно современного образования в его способности разрешить кризис личностной идентичности. Актуальность поставленной цели обусловлена необходимостью серьезно отнестись к замеченному противоречию в теории и практике современного образования, которое состоит в том, что в условиях констатируемого кризиса личностной идентичности образование, исторически всегда имевшее стратегической установкой формирование личности, сегодня изменяет собственную стратегию, принимая в качестве исходной одномерную позицию на приобретение свойств креативной предприимчивости и предпринимательства. Означает ли это потерю его традиционной роли? Создается проблемная ситуация, когда утрата образованием своей классической роли и принятием (что особенно касается современности) экономических функций оказывается сопряженной с потерей его традиционного статуса - быть опережающим социальным институтом, прорабатывать культурные пути развития общества и каждой конкретной личности. Должно ли образование в своей стратегии только ориентироваться на ведущие тенденции социального развития и быть в этом смысле «современным» или оно проносит свою традиционную сущность - формирование высокой личности - сквозь всю собственную историю? Это проблемный вопрос статьи. Методология и методика исследования. Используется конструктивистская методология решения проблемы, когда образование рассматривается в качестве социального института, конструируемого социокультурным фоном эпохи и тем стилем мышления, который предлагает в конкретное историческое время философия. Метод исследования - сравнительный анализ стратегических установок классического и современного образования. Результаты исследования сводятся к следующему: названная проблема рассматривается в качестве следствия того, что современное образование адаптируется к мейнстримным направлениям современного развития - коммодификации, экономизации, товаризации, маркетизации и пр. и как таковое порождает вопрос относительно способности выполнять свою традиционную функцию. Заключение. Делаются выводы и рассматриваются прогнозы относительно будущего состояния общества. Особое беспокойство вызывает вопрос о возможности принятия образованием сугубо коммодификационной стратегии по формированию одномерного «человека экономического».
DOI: 10.15372/PHE20200208 |