КАКИМ БЫТЬ ОБРАЗОВАНИЮ В XXI ВЕКЕ?
Н.А. Корниенко
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия na.kornienko2012@yandex.ru
Ключевые слова: глобализация образования, образовательная Матура, дистанционное образование, национальные проекты В«ОбразованиеВ» и В«НаукаВ» в Новосибирской области, globalization of education, educational Matura, distance education, Novosibirsk National Projects В«EducationВ» and В«ScienceВ»
Страницы: 100-116
Аннотация
Введение. Принципиальные цели-ценности в области образования, сформулированные ООН в рамках обеспечения справедливого качественного образования для всех и возможности обучения на протяжении всей жизни сегодня вступают в противоречие с неудержимой конкуренцией на рынке труда и требованиями современного бизнеса. Образовательная проблема непрерывной подготовки «человеческого ресурса», способного обеспечить экономический успех государству, бизнесу и индивидуальному благополучию, требует пересмотра взглядов как на функции образования, так и на социальные роли всех участников образовательного процесса. Методология и методика исследования нового вектора развития образования основана на изучении футурологических взглядов на развитие российского образования, контент-анализе глобализирующегося образования в условиях влияния на него стихийного рынка. Эмпирической базой стала информация о масштабной работе по всем направлениям Национальных проектов «Образование» и «Наука» в Новосибирской области. Проведенный анализ исследования целей и стратегических задач в условиях проектов «Образование» и «Наука» дает представление о том, каким будет образование в XXI в. в Новосибирской области. Результаты исследования. На основании анализа целей и стратегических задач национальных проектов «Образование» и «Наука» в Новосибирской области мы прогнозируем основные ценностно-целевые ориентиры российского образования в XXI в. Особо отмечается, что для образования будущего имеют большое значение ценности, заключенные в культурном опыте человечества, в его конкретных национальных формах. Глобализационные процессы уже сегодня ориентированы на выработку поликультурного познавательного интереса, способствующего приобщению к цивилизационной общественно-образовательной методологии. Стараясь избегать излишнего консерватизма, мы предлагаем интегрировать европейскую образовательную методологию (Матура) с целью качественного улучшения подготовки абитуриентов-иностранцев к получению образования в ведущих вузах г. Новосибирска. По ходу обсуждения многочисленных образовательных проблем, связанных с дистанционной методологией, поднимаются вопросы осмысления роли и значения роботизации и искусственного интеллекта в российских условиях. Выдвигается и обсуждается идея неформального образования, основанного на бесплатном, широком доступе к образовательным ресурсам и возможности его легитимности. Заключение. Многочисленные проблемы, возникшие в ходе трансформации российской системы образования указывают на то, что традиционное образование должно быть окончательно переосмыслено и заменено системой, которая будет развивать творческий потенциал и формировать индивида, способного ориентироваться и адаптироваться в изменчивой социокультурной реальности.
DOI: 10.15372/PHE20200207 |