О ПРОБЛЕМАХ И ПУТЯХ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А.В. Крупкин
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия a.v.krupkin@urfu.ru
Ключевые слова: современное инженерное образование, развитие отечественной системы подготовки инженеров-строителей, modern engineering education, development of the domestic system of training of civil engineers
Страницы: 80-99
Аннотация
Введение. Цель исследования - определение основных проблем и путей повышения качества современного инженерного образования для строительной отрасли России с учетом уже имеющихся традиций и современных вызовов - чрезвычайно актуальна. Методология и методика исследования. Объектом исследования является система подготовки инженерных кадров для строительной области РФ. Предмет исследования - моделирование процесса развития системной профессиональной подготовки инженеров-строителей и архитекторов в современных отечественных вузах. В качестве методов исследования использованы общетеоретические методы: анализ теоретических и научно-практических источников, обобщение практического опыта и аналитических данных, проектирование различных моделей, в том числе в области обучения. Результаты исследования. В качестве базовых проблем в рассматриваемой системе профессиональной подготовки автор называет следующие: отсутствие прогноза потребности в кадрах в сфере строительства; несоответствие содержания и технологий подготовки инженеров-строителей запросам рынка труда; слабую ориентированность программ подготовки специалистов в сфере строительства на мировые тренды - массовое применение цифровых технологий, создание «умных» городов и др. Заключение. Названные проблемы могут быть решены с помощью ряда комплексных мероприятий: анализа системы подготовки кадров для строительной отрасли, включая смежные направления и специальности среднего профессионального и высшего образования; формирование системы прогноза кадровой потребности отрасли с учетом региональной специфики, а также специфики других отраслей, закрепленных за Минстроем России; совершенствование механизма целевого обучения и приема на целевое обучение в части определения квоты на прием по соответствующим направлениям и специальностям подготовки, а также перечня организаций-заказчиков, определения комплекса возможных мер поддержки обучающегося; совершенствование системы оценки качества и уровня подготовки выпускников по образовательным программам; совершенствование научного обеспечения развития строительной отрасли.
DOI: 10.15372/PHE20200206 |