Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.116.14.48
    [SESS_TIME] => 1732194725
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 329a4c2b978575ea3a9b8aec90d88f5b
    [UNIQUE_KEY] => 1bfda2dc359b5dbb26df3a2e3a5fadf4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2020 год, номер 2

ОНТОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДОКТРИНЫ

С.Ю. Полянкина
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, Россия
polyankina@corp.nstu.ru
Ключевые слова: онтология образования, онтологизация, национальная доктрина образования, глобализация образовательной политики, ontology of education, ontologization, national doctrine of education, globalization of educational policy
Страницы: 18-30

Аннотация

Введение. Цель статьи заключается в выявлении национальных онтологий образования в текстах законов об образовании и иных программных документов России, США, Франции, Великобритании, Финляндии, Японии и Китая. Национальная доктрина образования призвана сформулировать положения онтологии образования и даже социальной онтологии нации, чтобы затем стать концептуальной основой законодательства в сфере образования и основой для программы его развития. В настоящее время наблюдаются тенденции глобализации и унификации образовательной политики в ряде стран, включая Российскую Федерацию. Для принятия решения о целесообразности утверждения Национальной доктрины образования в сложившихся условиях необходимо установить, возможно ли полно отразить онтологию образования в законе об образовании и иных правовых актах, а также стратегии развития национальной политики. Методология и методика исследования. Автор использовал качественный контент-анализ текстов, составляющих нормативно-правовую базу для образовательной политики в России, США, Европейском союзе, Великобритании, Франции, Финляндии, Японии и Китае, а также компаративный и аксиологический подходы к исследованию. Результаты исследования. Онтология образования является частью социальной онтологии и свидетельствует о ней. Национальная доктрина образования, призванная наиболее полно отражать онтологию образования на службе социальной онтологии конкретного общества, является концептуальной основой для реализации образовательной политики. Нам не удалось найти документа, по сути являющегося доктриной, ни в одной из исследуемых стран. Тем не менее положения онтологии образования присутствуют в первой главе каждого из рассмотренных законов об образовании или так или иначе выражаются в других программных документах, формулирующих цели и задачи образования в конкретной стране. Наиболее полно социальная онтология через онтологию образования представлена во Франции, Японии и Китае. Соответственно, в законе об образовании этих стран четко прописаны ценности, транслируемые национальной системой образования. Труднее всего зафиксировать онтологемы образования в странах, где не существует единого закона об образовании, а эта сфера регулируется множеством законов и актов - это США и Великобритания. Аксиосфера образования этих двух стран четко не очерчена. Имплицитно, однако, все рассмотренные зарубежные страны объединяет ценность равного доступа к образованию и образование на протяжении всей жизни. Отчасти это объясняется глобализацией образовательной политики. Другим следствием деятельности наднациональных организаций является озабоченность стран интернационализацией высшего образования и вхождением в рейтинги стран с высоким качеством образования, что несет потенциальную угрозу национальной безопасности страны, так как подменяет внутренние цели образовательной политики внешними. Заключение. Во избежание таких тенденций и при отсутствии ясно выраженной онтологии образования (с выходом на социальную онтологию) в тексте закона об образовании требуется принятие Национальной доктрины образования, фундирующей миссию, ценность, цели и задачи образования во имя построения общества будущего.

DOI: 10.15372/PHE20200202