ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ ОПЕРАТОРОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.В. Иргит
Войсковая часть 58133, Кызыл, Российская Федерация tuva.kyzy@mail.ru
Ключевые слова: стресс, устойчивость к стрессу, психологическая подготовка, операторская деятельность, stress, resistance to stress, psychological training, operator activity
Страницы: 3328-3335
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о поддержании стрессоустойчивости операторов при выполнении служебной деятельности в условиях непосредственной опасности. Цель психологического сопровождения состояла в том, чтобы нормализовать уровень нервно - психической устойчивости испытуемых и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Основная задача исследования - выявление личностных качеств испытуемых и развитие у них навыков стрессоустойчивости в условиях служебной деятельности. Методологической основой исследования послужили принцип развития, системности, субъектности, положения деятельностного и субъектно-деятельностного подходов, культурно-исторической концепции. Выделены этапы проведения психологического исследования операторов на развитие устойчивости к стрессу. Отражены особенности организации и проведения психологического сопровождения лиц, выполняющих боевые задачи. В исследовании приняли участие 27 респондентов. Особенность выборки в том, что испытуемые занимались операторской деятельностью в Новосибирской области. Для измерения динамики развития стрессоустойчивости личности операторов были использованы методики «МЛО Адаптивность» А. Г. Маклакова, С. В. Чермянина и «Л-профиль» Г. Айзенка. Получены результаты эмпирического исследования «до» и «после» проведения психологического сопровождения операторов. Были выявлены характерные личностные качества для развития навыков стрессоустойчивости операторов в условиях непосредственной опасности. Лицам, занимающим операторской деятельностью, важно развивать в себе такие показатели стрессоустойчивости, как повышение работоспособности под влиянием различных (световых, термических и др.) раздражителей, повышение моральной заинтересованности к работе, формирование сознательной дисциплинированности, совершенствование физической и психологической подготовленности к стрессовым ситуациям, рациональная организация режимов труда и отдыха, соблюдение мероприятий личной и общественной гигиены, оптимизация взаимодействия с техникой за счет повышение профессиональной квалификации и др.
DOI: 10.15372/PEMW20190421 |