РОЛЬ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
С.Е. Мухина
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Российская Федерация svetlanamukh@mail.ru
Ключевые слова: учебная деятельность, её структура и эффективность, образовательная среда, личностные особенности в обучении, самооценка, уровень притязаний, educational activity, its structure and effectiveness, educational environment, personal characteristics in training, self-esteem, level of claims
Страницы: 3307-3319
Аннотация
В статье ставится проблема взаимосвязи самооценки с эффективностью учебной деятельности студентов вуза. Рассматривается влияние внешних и внутренних факторов на эффективность учебной деятельности обучающихся. В качестве внешних по отношению к психологической структуре учебной деятельности анализируются такие факторы как система учебной деятельности, образовательная среда, методики преподавания учебных предметов, полифункциональная дидактическая система требований к школьному учебнику, педагогический стиль. Внутренними факторами, влияющими на формирование учебной деятельности, называются уровень и качество развития познавательных способностей, обучаемость, познавательные стили, самооценка. Представлены результаты эмпирического исследования по взаимосвязи с самооценкой учебной деятельности. Методологической основой исследования являются личностно-деятельностный подход Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева; теории учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина; концепции психической регуляции деятельности, разработанных в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.К. Марковой, Д.А. Леонтьева, А. Бандуры, Л.И. Божович и др. В исследовании применены методики оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика), которая опирается на подходы к оценке уровня сформированности учебной деятельности, обобщенные в работе А.Г. Асмолова и методика диагностики самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан). В результате эмпирического исследования были получены различные структуры взаимосвязи самооценки и эффективности учебной деятельности для групп учащихся с высокой и низкой успеваемостью. Самооценка у студентов с высоким уровнем успеваемости коррелирует с такими блоками учебной деятельности как мотивационный, целеполагания и построения учебной деятельности. Самооценка у студентов с низким уровнем успеваемости коррелирует с такими блоками учебной деятельности как целеполагания, построения учебной деятельности и контрольно-оценочной
DOI: 10.15372/PEMW20190418 |