ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В.П. Игнатьев, И.П. Богушевич, А.А. Дарамаева
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, Российская Федерация vpi_50@mail.ru
Ключевые слова: личность, учебно-профессиональная самостоятельность, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа студентов, Arctic zone, the Arctic, higher education, training, educational program, master’s studies, competence
Страницы: 3265-3274
Аннотация
В последние годы проблеме освоения арктических территорий во всем мире уделяется очень пристальное внимание, что связано с их огромным потенциалом, который еще недостаточно изучен и освоен. При изучении Арктики должен использоваться системный подход, рассматривающий в комплексе многие аспекты эффективного функционирования северных территорий. При подготовке кадров, способных работать в суровых северных условиях, необходим учет специфики работы в Арктической зоне. Необходимо разработать востребованные работодателями новые образовательные программы с перечнем дисциплин, формирующих профессиональные компетенции, необходимые для ведения трудовой деятельности в экстремальных условиях Арктики. Цель статьи - показать, какие специалисты сегодня требуются для решения приоритетных задач развития северных и арктических территорий Республики Саха (Якутия). При изучении материалов по теме статьи использовалось сочетание теорий системного и деятельностного подходов к подготовке кадров для работы в условиях Арктики. Кроме анализа, сравнения и обобщения содержания зарубежных и российских научных и информационных источников, имеющих отношение к заявленной проблеме, использовались также организационные (сравнительный и комплексный), эмпирический (экспертных оценок, анализа процесса), качественной обработки данных методы исследования, позволившие систематизировать полученные данные. Был проведен теоретический анализ научной, научно-популярной, учебной литературы по теме исследования; анализ учебно-методической документации (учебных планов, основных профессиональных образовательных программ, рабочих программ дисциплин), нормативных документов (ФГОС, профессиональных стандартов, примерных основных образовательных программ, инструктивных писем Минобрнауки России и др.). Рассмотрены основные особенности функционирования арктических территорий Российской Федерации. Определены приоритетные задачи, которые необходимо решить для развития отраслевых секторов экономики и социальной сферы арктических территорий России. Установлен перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускников для эффективной работы в суровых условиях Арктики. Разработанный перечень новых магистерских программ и отдельных модулей дисциплин, учитывающих специфику работы в условиях Арктики, может быть предложен другим образовательным организациям высшего образования для совместной подготовки специалистов.
DOI: 10.15372/PEMW20190413 |