ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
М.А. Назарова1, А.С. Акопьянц2
1Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация ma_nazarova@mail.ru 2Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Российская Федерация anaitak@mail.ru
Ключевые слова: личность, учебно-профессиональная самостоятельность, самообразовательная деятельность, самостоятельная работа студентов, personality, educational and professional independence, self-educational activity, independent work of students
Страницы: 3234-3244
Аннотация
В статье анализируются особенности и возможности гуманитарных дисциплин в качестве инструмента формирования профессиональной самостоятельности студентов. Исследуются социально-философские и психолого-педагогические аспекты профессиональной самостоятельности студентов негуманитарных вузов. Проблема формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов представлена на теоретико-практическом уровне. Методология исследования базируется на активных и интерактивных методах и формах и компетентностно-деятельностном подходе. Мы ссылаемся на исследование С.И. Морозовой о сущности, структуре, уровнях сформированности учебно-профессиональной самостоятельности (УПС) студентов вузов. УПС - это интегральное качество личности студента, характеризующееся способностью самостоятельно организовывать свою учебно-профессиональную деятельность, направленную на овладение своей будущей профессией и общекультурными компетенциями. Мы считаем, что качественно сформировать у студентов негуманитарных вузов общекультурные компетенции: способность самостоятельно приобретать знания, умения, навыки, потребность в самовоспитании, самообразовании, способность достигать целей и результатов в учебно-профессиональной деятельности, способность к рефлексии, привычку испытывать удовольствие от процесса обучения, результатов учебно-профессиональной самостоятельности возможно посредством гуманитарных дисциплин, организовав самообразовательную деятельность студентов. Самообразовательную деятельность - это деятельность, в процессе которой студент ориентирован на совершенствование своих профессиональных компетенций, а также собственной личности. Основными параметрами самообразовательной деятельности являются: самостоятельный поиск материалов, их критическое осмысление, выбор между различными точками зрения, или формирование собственного видения и решения проблемы, способность к саморазвитию. Средством, формирующим интерес студента к постоянному самообразованию, является самостоятельная работа. В нашей статье самостоятельная работа интерпретируется как один из видов процесса обучения и одна из форм его организации, направленные на формирование учебно-профессиональной самостоятельности студентов и способствующие формированию творческой самостоятельно мыслящей личности, готовой к последующей профессиональной деятельности и непрерывному самообразованию. Изложен опыт применения интерактивных и активных методов и форм формирования учебно-профессиональной самостоятельности студентов негуманитарных вузов на примере исторических и философских дисциплин.
DOI: 10.15372/PEMW20190410 |