РОЛЬ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Л.С. Яковлева, В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Российская Федерация l.yakovleva128@gmail.com
Ключевые слова: university, self-determination, choice, educational interaction, motivation, education
Страницы: 3215-3223
Аннотация
Исследование посвящено вопросу о роли самодетерминации личности в онлайн-образовании, актуальность которого обусловлена доступностью цифровых технологий, а также ростом спроса на дистанционное электронное обучение. Онлайн-образование является популярным способом трансляции знания ведущими университетами во всем мире. Технологическая осведомленность, мотивация и личностный выбор учащихся выступают предпосылкой для успешной реализации электронного обучения. В целях содействия эффективности систем электронного обучения, авторы предлагают несколько рекомендаций, имеющих актуальное значение для исследователей и практиков. Авторы поднимают вопросы о том, как интегрировать теорию самодетерминации, которая постулирует взаимосвязь между мотивацией и потребностью человека в автономии, в структуру онлайн-курсов. Авторы отмечают, что развитие мотивации учиться может привести ко многим академическим и социально-эмоциональным улучшениям среди учащихся. Чтобы понять, как вовлеченность учащихся применяется в дистанционном образовании, необходимо сначала определить, как интерпретируют для себя вовлеченность онлайн-обучающиеся. В этом качественном исследовании были опрошены двадцать восемь аспирантов, что позволило авторам получить представление самих учащихся об участии в онлайн-курсах, необходимом для программ дистанционного образования. Используя конструктивистский подход, авторами было выявлено, как онлайн-учащиеся определяют собственное участие в онлайн-среде обучения. С помощью проведенного исследования было установлено, что аспиранты определяют себя на онлайн-курсах посредством итоговых работ, общения с преподавателем и сокурсниками. Помимо этого, онлайн-обучающиеся преимущественно отмечают следующие стимулирующие факторы в онлайн-курсах: видеолекции и дискуссионные площадки. Исследование также выявило определенные мотивации и проблему, связанную с онлайн-обучением, которая определяется нежеланием аспирантов быть вовлеченными в интерактивное обучение. Опыт, которым делятся аспиранты, приводит авторов к выводу, что для эффективного обучения онлайн-учащихся необходимо интерактивное взаимодействие, с учетом собственных представлений аспирантов о процессах вовлечения. Результаты данного исследования подтверждают возможность развивать ресурсы для улучшения web-дизайна и общения с онлайн-учащимися на виртуальных учебных площадках. Полученные результаты могут быть применены в различных дисциплинах для внедрения практик, которые направлены на повышение вовлеченности и удовлетворенности учащихся в рамках образовательных онлайн-программ.
DOI: 10.15372/PEMW20190408 |