ИНВЕРСИИ И ПРЕВРАЩЕННЫЕ ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Д.А. Севостьянов
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Российская Федерация dimasev@ngs.ru
Ключевые слова: иерархия, инверсия, превращенные формы, образование, образовательная деятельность, hierarchy, inversion, converted forms, education, educational activity
Страницы: 3195-3204
Аннотация
В статье рассматриваются и сопоставляются два когнитивных конструкта - «превращенные формы» и «инверсивные отношения» - применительно к образовательной деятельности. Под инверсиями понимается форма отношений в иерархических системах, при которой низший иерархический элемент приобретает главенствующее значение, оставаясь при этом на прежней подчиненной позиции. Ранее превращенные формы трактовались как результат некоторого свершившегося преобразования. В данном исследовании превращенные формы представлены как результат инверсии. Существует множество примеров, на которых может быть продемонстрировано родство понятий «превращенные формы» и «инверсии». В превращенной форме можно, как правило, распознать исходную форму, существовавшую до превращения. Особое значение приобретают превращенные формы в образовании. Так, во многих случаях возникают превращенные формы образовательной деятельности, причем как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей. Например, превращенной формой образовательной деятельности со стороны обучающихся становится зубрежка. Она возникает в результате инверсии, когда в образовательной деятельности на первое место ставятся результаты педагогического контроля. При данной инверсии учебный процесс приносится в жертву контролю. Обучение происходит не для будущей профессиональной деятельности, а для сдачи экзамена. Учебная деятельность приобретает превращенный характер и в том случае, когда в деятельности обучающегося на первый план выходит не достижение цели, а эмоции, вызванные процессом обучения. В результате возникает академическая прокрастинация. Учебная деятельность (или любая другая целенаправленная деятельность) и здесь переходит в свою превращенную форму - времяпровождение. Наконец, превращенная форма образовательной деятельности порождается инверсией целей со стороны контролирующих инстанций. В итоге деятельность преподавателя заключается не в подготовке обучающихся, а в выполнении требований при аккредитации образовательного учреждения.
DOI: 10.15372/PEMW20190406 |