ОПЫТ КОНСТРУКТИВИСТСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
М.Р. Арпентьева1, П.В. Меньшиков1, Т.Л. Худякова2, О.П. Степанова3, Е.Ю. Шпаковская3, Н.В. Кузнецова4
1Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация mariam_rav@mail.ru 2Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж, Российская Федерация tanya.dom@list.ru 3Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Магнитогорск, Российская Федерация olga.psihea@mail.ru 4Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация ikio@ikio.msu.ru
Ключевые слова: дидактическая коммуникация, конструктивистский подход, интерсубъективность, рефлексивность, консенсус, didactic communication, constructivist approach, inter-subjectivity, reflexivity, consensus
Страницы: 3187-3194
Аннотация
Авторы исследования отмечают, что современные практики и теоретики образования в педагогике, психологии, кибернетике и иных науках констатируют продуктивность применения конструкционистских идей и разработки конструкционистских технологий образования. Конструктивизм обращает особое внимание на то, что основной целью современного образования (образования эпохи постпостмодерна) выступает развитие все более и более сложных и комплексных форм сознания и деятельности, постановки и разрешения проблем образования и профессионального труда в рамках представления о сущности истины, о роли времени и пространства в ее осмыслении или сотворении в диалоге людей и групп. Авторами рассматриваются основные проблемы конструктивистского осмысления образования, а также опоры и возможности внедрения конструкционистского подхода на уровне идеологии, методологии и технологий образования, раскрываются функции и пути реализации функций обучения и воспитания на основе понятия «платформы» образования. Целью работы выступил анализ особенностей конструктивистской интерпретации образования, описание конструктивистами ведущих функции и основных путей осуществления функций обучения и воспитания учителями и преподавателями. Авторы полагают, что конструкционистская модель образования, а также близкие ей подходы (интерактивный или интерсубъективный, проблемный или генетический, контекстуальный или метапредметный) могут и должны стать фокусом внимания исследователей, в том числе в контексте систематических методологических, теоретических, эмпирических и прикладных исследований.
DOI: 10.15372/PEMW20190405 |