ИНФОРМАТИЗАЦИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИЯ: СЛОЖНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
В.И. Кудашов1,2, А.В. Думов1
1ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярск, Российская Федерация vkudashov@mail.ru 2ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф.Войно-Ясенецкого»,, Красноярск, Российская Федерация
Ключевые слова: трансформация образования, информатизация, цифровые технологии, сложность, теоретические концепции сложности, transformation of education, informatization, digital technologies, complexity, theoretical concepts of complexity
Страницы: 3176-3186
Аннотация
Авторы пытаются осмыслить особенности перспективных направлений процессов информатизации и цифровой трансформации современного образования как сложного феномена. Применяя теоретические концепции сложности, созданные в отечественной и зарубежной философской мысли, авторы доказывают необходимость выработки интегративных подходов к оценке трансформаций, осуществляющихся в процессе информационных изменений сферы современного образования. Компаративный анализ существующих моделей «сложного видения» образования в процессе его цифровой трансформации и критическое рассмотрение его содержания позволили выявить достоинства и недостатки использования принципов эпистемологии сложности в исследовании образования. Образование представляет собой сферу когнитивного усложнения, где происходит выработка творческих и адаптивных компетенций, необходимых для успешного осуществления деятельности в условиях высокой скорости изменчивости социальной среды. Системное обновление результатов и содержания образования, методов и организационных форм учебной работы предполагает понимание комплексности этого сложного процесса, поскольку изменения каждой из составляющих связаны между собой, взаимно дополняют и поддерживают друг друга. К достоинствам сложностного подхода к исследованию трансформаций образовательной сферы следует отметить ориентацию на процессуальный, а не субстанциальный характер феноменов образовательной сферы. Осмысление сложности образования предполагает обращение к организационной специфике образовательных процессов, развития образовательных сред и педагогических технологий. Исследование трансформации образования как сложного феномена предполагает организацию междисциплинарной интеракции, направленной на синтез и взаимодействие многообразных форм осмысления и исследования образования, что предполагает использование принципов трансдисциплинарности.
DOI: 10.15372/PEMW20190404 |