ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА
М.А. Абрамова1, М. Фарника2
1Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Российская Федерация marika24@yandex.ru 2Университет Зелена Гура, Зелена Гура, Польша m.farnicka@wpsnz.uz.zgora.pl
Ключевые слова: цифровизация общества, цифровая грамотность, цифровой разрыв, социокультурные предпосылки внедрения информационных технологий, digitalization of education, digital literacy, digital gap, sociocultural prerequisites of information technologies implementation
Страницы: 3167-3175
Аннотация
Проблема формирования цифровой грамотности общества рассмотрена через созданные социокультурные предпосылки реализации программ цифровизации в различных странах. Показано, что существующие для анализа цифровой вовлеченности методики позволяют зафиксировать существующий «цифровой разрыв», но не дают ответ на вопрос о путях сохранения человеческого капитала в периферийных регионах. В том числе показано что реализация концепции «общества знания» становится реальностью лишь для тех стран, система управления которых согласована на государственном и региональном уровнях, а также смогла претворить в жизнь принципы открытости и доступности как в сфере образования, так и информационных технологий. Реализация данных принципов позволяет построить более гибкую систему образования, которая создаст социокультурные предпосылки отдаленным и менее развитым регионам решить новые задач страны по формированию всеобщей цифровой грамотности и нейтрализации социальных проблем, обусловленных усиливающимся цифровым неравенством. В междисциплинарном исследовании применены институциональный, функциональный и социокультурный подходы. Выводы иллюстрированы результатами количественной оценки основных параметров, используемых для определения уровня цифровизации общества.
DOI: 10.15372/PEMW20190403 |