КРИЗИС УНИВЕРСИТЕТА: ОТ «ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ» К «РОБОТОУСТОЙЧИВОМУ СПЕЦИАЛИСТУ»
М.Р. Арпентьева1, С.В. Гриднева2, А.И. Тащёва2
1Югорский государственный университет, Ханты-Манcийск, Российская Федерация mariam_rav@mail.ru 2Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация gridneva-sveta@mail.ru
Ключевые слова: образование, бизнес, стандартизация, индивидуальность, смерть университета, компетентностный подход, education, business, standardization, individuality, university destruction, competency-based approach
Страницы: 2298-2308
Аннотация
Цель исследования - анализ проблем современного российского образования. Глобализация как феномен культуры предполагает распространение современных экономических, правовых, социологических и других теорий (в том числе средствами цифровых технологий) в сфере их применения в трансформации науки, искусства и образования. Глобализация направлена на трансмиссию ценностей, моделей понимания себя и мира, моделей общения стран, считающихся носителями общечеловеческой» культуры, «цивилизации» (Европа и США) в варварские страны «второго» и «третьего» миров. В процессе глобализации особенно заметное место занимает образование. Оно проходит несколько стадий: от воспитания и обучения человека Homo sapiens к «обучению» специалиста Homo habilis и, кроме того, к «формированию» потребителя Homo consúmens, после которого - формирование «робота», «защищенного» человека службы или Homo officialis. Последний естественным образом дополнен Homo dominus, образование которого может быть совершенно иным, но в целом не является необходимостью: объединение власти, цефализация контроля (мондиализация) фактически противодействуют развитию. Цифровые технологии - всего лишь небольшая часть процесса. Направленный развал традиционного образования в университете связывают с тем, что современный вуз устарел, не способен сформировать уровень компетентности студентов, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях. Отмечается, что в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации, обучение должно быть более динамичным. Цель такого обучения в вузе видится в формировании ключевых компетенций, связанных с выбранной специальностью и спецификой профессиональной самореализации. Таким образом, вместо предполагаемого «расширения» и «динамизации» образование сужается и становится все более «неизменным». Элементы научного поиска, сотворчества изымаются, заменяясь воспроизведением шаблонов, позволяющих достигать состояния конкурентоспособности по отношению к роботам и технологиям в целом.
DOI: 10.15372/PEMW20180417 |