ГЛОБАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Н.Н. Краснова
"Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск, Российская Федерация natalya-krasnova-69@mail.ru"
Ключевые слова: правовое образование, права человека, глобальные трансформации прав человека, право-обязанное поведение личности, legal education, human rights, global transformations of human rights, law-obliged behavior of an individual
Страницы: 2194-2201
Аннотация
В XXI в. нарастают глобально-социосферные процессы, в которых обостряется проблема прав человека на международном и глобальном уровнях, несмотря на наличие ряда международно-правовых документов по правам человека, принятых в середине ХХ в. В статье ставится цель - выяснить социокультурную природу сформированного международного концепта прав человека, специфику проявления феномена на международном и глобальном уровнях, какую роль правовое образование играет в разрешении ряда конфликтных ситуаций в этой области. В ходе исследования использовались диалектическая методология, системно-философский подход, сравнительно-правовой, социокультурный методы исследования, интеграция результатов. Правовые принципы, заложенные в комплекс международно-правовых документов по правам человека, взяты из западной социокультурной и правовой традиции. Они несут в себе не только уравновешивающие правовые механизмы, но и присущие этой культуре противоречия в области прав человека, формируя основные векторы изменений и аспекты обозначенной проблемы в виде их трехмерности или «триады»: «права угнетенных (минимальные) - формальное всеобщее равенство прав - права властных сильных личностей (максимальные)». На глобальном уровне добавляется еще два вектора крайней поляризации проблемы: с одной стороны, «полное бесправие людей в глобальных процессах», с другой - «правовой беспредел личностей, облеченных глобальной властью». Такие глобальные трансформации в сфере прав человека обостряют соответствующие глобальные проблемы. Основной путь разрешения противоречий - холистический, когда сама проблема ставится шире: проблема прав и право-обязанного поведения человека в обществе - в соответствующих социальных слоях, на определенных уровнях общественной организации, с учетом существующих социально-природных условий. Такая постановка проблемы и ее практическое разрешение невозможны без полноценного правового образования, в котором указанные концепты должны составить основу и сформировать развитое правосознание и правовую культуру личности.
DOI: 10.15372/PEMW20180407 |