РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ АКТОРА ГЛОБАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
С.Г. Новиков
"Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Волгоград, Российская Федерация novsergen@yandex.ru"
Ключевые слова: общество знания, актор глобального развития, гипербуржуазия, дуалистический идеал, homocreator, knowledge society, global development actor, hyper-bourgeoisie, dualistic ideal
Страницы: 2186-2193
Аннотация
В статье рассматривается роль образования как инструмента сохранения России в качестве субъекта глобального развития. Для анализа проблемы применялась методология, включающая в себя глобально-стадиальные концепции (Д. Белл, Дж. Гэлбрайт, П. Друкер, М. Кастельс, К. Маркс и др.), мировой системный анализ И. Валлерстайна и системно-целостный подход к образованию (В.С. Ильин, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин и др.). Этот научный инструментарий раскрывает вектор развития человечества, природу современного мира, доказывает необходимость формования не просто «специалиста», а целостной личности. Показано, что будущее человечества, и России в том числе, во многом зависит от того, будут использованы возможности, открытые новыми технологиями, в интересах большинства населения планеты или же сверхбуржуазии. Для того чтобы Россия не оказалась на «обочине истории», система образования должна формировать субъекта «сопротивления и развития». Базовыми ценностями этой личности являются свобода, справедливость, солидарность, развитие. Она руководствуется постматериалистической мотивацией, обладает компетенциями, отвечающими вызовам постпроизводительного мира, стремится к творчеству, ориентируется на дуалистический идеал (сочетание личного и общественного позволяет решать общие задачи, не подавляя личных предпочтений). В интересах формирования субъекта «сопротивления и развития» необходимо значительно увеличить финансовые вложения в институт образования, обеспечить его доступность и качественность, поддерживая талантливых детей и их ранее развитие, распространить исследовательские методы обучения, ориентируясь на формирование системного видения мира. По мнению автора, образование является не вопросом расходов, а сферой вложения в будущее.
DOI: 10.15372/PEMW20180406 |