"О ПРОТИВОРЕЧИЯХ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ «КОГНИТИВНОГО КАПИТАЛИЗМА»"
"В.А. Кошель1, П. Павлидис2"
"1Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация logikaistorii@yandex.ru 2Салоникийский университет имени Аристотеля, Салоники, Греция ppavlidi@eled.auth.gr"
Ключевые слова: стратегические цели образования, субъект-субъектные отношения, педагогическое взаимодействие, социальный статус преподавателя, strategic goals of education, subject-subject relations, pedagogical interaction, social status of a teacher
Страницы: 2160-2166
Аннотация
Немыслимая в прежней истории динамика социальных процессов обусловливает весьма противоречивые тенденции в формировании системы образования. Сосуществование этих тенденций характеризует содержание и направленность развития образования в переходную эпоху - эпоху трансформации индустриального капитализма в так называемый «цифровой» капитализм. Противоречивые процессы в современном образовании, обусловленные переходом человечества к цифровой цивилизации свидетельствуют о серьезном кризисе. Такой формат обучения, когда преподаватель/учитель выполняет функцию «говорящей головы», а студенты/ученики исполняют роль пассивных слушателей, отторгается современным поколением. Мировая сокровищница информации воспринимается как «мозг, вынесенный наружу», к которому можно мгновенно подключиться. Нужно только научиться это правильно делать. Это может показаться несложной задачей, однако освоить методологию формирования творческого, развивающегося мышления современного поколения обучаемых - дело весьма непростое. Цель статьи - выявить ключевые противоречия современного образования, детерминированные всемирно-историческим переломом, сменой периодов социально-экономического развития человеческой цивилизации. Авторы при этом полагают, что развитие производительных сил и особенности трансформации экономики в целом сохраняют актуальность в качестве детерминирующих факторов социальных изменений в целом и образовательных парадигм в частности. Невероятный скачок в развитии технического прогресса, новейшие прикладные науки и инновационные технологии становятся определяющими факторами современного общественного производства, которое, в свою очередь, детерминирует специфические и весьма противоречивые особенности в развитии системы образования. С этой точки зрения миссия современного образования рассматривается как возможность формирования личности, сориентированной на перспективу социального прогресса.
DOI: 10.15372/PEMW20180403 |