НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
М.Р. Арпентьева
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, Калуга, Российская Федерация mariam_rav@mail.ru
Ключевые слова: психологический анализ учебного занятия, педагог, рефлексия, целеполагание, проектирование, организация познавательной активности, учебной деятельности, мотивация обучающей деятельности, стиль общения, особенности общения, дидактическая коммуникация, профессиональная рефлексия, psychological analysis of a lesson, teacher, reflection, goal setting, design, , organization of cognitive activity, educational activities, motivation of learning activity, style of communication, features of communication, didactic communication, professional reflection
Страницы: 1717-1726
Аннотация
Психологический анализ учебного занятия представляет собой комплексную процедуру, которая дает возможность исследовать психологическую обоснованность и целесообразность действий педагога, а также осуществить гармоничное и успешное проектирование учебных занятий в будущем. Предметом психологического исследования/рефлексии являются поведенческие акты (поступки и действия) педагога: учителя, преподавателя на занятии - и вызываемые ими формы активности школьников/студентов. Можно выделить следующие аспекты анализа: целеполагание занятия и его проектирование; психологию организации познавательной активности учащихся; 3) мотивацию учебной деятельности студентов и построение отношений с ними; 4) стиль и иные особенности профессионального общения и дидактической коммуникации в целом; 5) профессиональную рефлексию. При всей важности особенностей познавательной, мотивационной и интерактивной сторон актуального взаимодействия наибольшее значение в успешности занятий и проектировании имеют профессиональная рефлексия и целеполагание специалиста. Целеполагание позволяет оценить особенности имеющихся у педагога/преподавателя умений и знаний в области проектирования и конструирования, рефлексия - воздействовать на развитие этих знаний и умений. Использование интегративной схемы психологического анализа учебного занятия позволяет будущим и работающим педагогам смоделировать психологически содержательный способ педагогического взаимодействия, в котором представлен не один, а система компонентов психологической подготовки к педагогической деятельности. В своем профессиональном становлении и развитии студент и педагог переходят от анализа деятельности и действий отдельных участников к целостной картине взаимодействия, объединяющей их конкретные, позитивные и негативные, большие или меньшие вклады в проектирование, воплощение и рефлексию занятия, а также различные его аспекты: ценностно-мотивационные, познавательные, коммуникативные.
DOI: 10.15372/PEMW20180121 |