САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ДИАГНОСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ РИСКАМИ
Н.Б. Стрекалова1,2
1Тольяттинская академия управления, г. Тольятти, Российская Федерация snb_05@mail.ru 2Самарский университет, г. Самара, Российская Федерация
Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, образовательные риски, управление, independent work of students, educa-. tional risks, management
Страницы: 1660-1669
Аннотация
Информатизация общества и интеграционные процессы в нем, потребность в специалистах, способных выполнять профессиональную деятельность в глобальной сети, повышать свою профессиональную компетентность и самообучаться на протяжении всей жизни, обусловливает изменение образовательной парадигмы, повышение активности обучаемого, усиление значимости самостоятельной работы студентов, развитие неконтактных форм обучения и перенос учебного процесса в Интернет. Выход в глобальное образовательное пространство сопровождается появлением рисков разной природы, влияющих на качество обучения. Выявление потенциальных образовательных рисков, установление их влияния на качество обучения и последующее упреждение негативных последствий возможно с опорой на средовой подход, представляющий собой технологию опосредованного управления образовательными процессами. Как одна из основных форм учебного процесса самостоятельная работа студентов требует особого внимания к ее качеству. В современных условиях осуществления учебного процесса предметом самостоятельной работы студентов выступают огромные информационные массивы, а инструментом их обработки - глобальные сетевые технологии. Выполнение самостоятельной работы студентов сопровождается появлением технологических, организационных, методических, коммуникативных и валеологических рисков. Проведенные пилотные исследования подтвердили суть самостоятельной работы (информационноисследовательская деятельность), влияние нехватки времени и личной неорганизованности на качество ее выполнения (организационные риски), потребность в педагогической помощи (методические риски) и сложности удаленного взаимодействия с преподавателем (коммуникативные риски). Для обеспечения качества самостоятельной работы студентов в статье предложены: управленческая триада - взаимосвязанные управленческие процессы опосредованного педагогического управления, самоуправления студента, совместного управления студента и преподавателя; разработанная с международных стандартов ИСО система управления качеством самостоятельной работы студентов.
DOI: 10.15372/PEMW20180114 |