Трансакционные издержки в недропользовании: эколого-экономический анализ механизмов государственно-частного партнерства
"И.П. ГЛАЗЫРИНА1, С.М. ЛАВЛИНСКИЙ2"
"1Институт природных ресурсов, экологии и криологии СО РАН, ул. Недорезова, 16а, Чита, 672014, Россия iglazyrina@bk.ru 2Институт математики СО РАН, просп. Акад. Коптюга, 4, Новосибирск, 630090, Россия lavlin@math.nsc.ru"
Ключевые слова: освоение минерально-сырьевой базы, трансакционные издержки, государственно-частное партнерство, модель Штакельберга, mineral resource base development, transaction costs, public-private partnership, the Stackelberg model
Страницы: 242-266 Подраздел: Эколого-экономические проблемы регионального развития
Аннотация
В статье исследуются проблемы освоения минерально-сырьевой базы ресурсного региона с низким уровнем развития производственной инфраструктуры. Для оценки влияния трансакционных издержек (ТИ) на результативность государственно-частного партнерства (ГЧП) использована авторская математическая модель, в которой государствен- ные инвестиции участвуют не только в создании инфраструктуры, но и в реализации части природоохранных мероприятий. Такое положение дел нередко встречается на практике и, как правило, обусловлено необходимостью создания современной жилищно-коммунальной и средозащитной инфраструктуры в отдаленных населенных пунктах Сибири и Дальнего Востока. Выявлены факторы, влияющие на эффективность ГЧП при разработке месторождений на малоосвоенных территориях. Существенным фактором, по влиянию сопоставимым со ставкой дисконтирова- ния, является уровень ТИ государства, причем наиболее негативным образом их рост сказывается на фоне высокого дисконта инвестора. Это говорит о том, что в неблагоприятных инвестиционных условиях особенно важно не допускать роста ТИ государства. Наиболее естественный путь к этому лежит через повышение эффективности работы государственных институтов эколого-экономического регулирования, устранение их избыточных функций и необоснованных затрат. Анализ показывает, что экономические результаты ГЧП зависят не только от отдельных факторов, но и от их сочетаний. Эта зависимость имеет достаточно сложный характер, и априорная уверенность в том, что ГЧП при существенном участии государства всегда приносит положительный результат, не имеет под собой оснований, если мы ставим задачу соблюдения интересов не только частного бизнеса, но и общества в целом.
DOI: 10.15372/REG20170411
|