СОВРЕМЕННАЯ ЛИЧНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. Наливайко, Т.С. Косенко, И.В. Яковлева
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: информационное пространство, информационная культура личности, философия образования, новый тип образовательного взаимодействия, информационно-коммуникативное образование, information space, information culture of person, philosophy of education, a new type of educational interaction, information and communication education
Страницы: 143-152 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В условиях информатизации общества, обусловленных формированием нового типа образовательного взаимодействия и основанных на информационной культуре личности, смене ценностных образовательных приоритетов, способов педагогического воздействия на подрастающее поколение, происходят онтологические трансформации, важные изменения в интеллектуальной, духовной и психологической жизнедеятельности личности. Сфера образования неотделима от общественных процессов и тенденций их развития. Современная школа должна активно осваивать новые информационные ресурсы. В этой связи в статье обсуждаются следующие вопросы: способна ли информатизация социального пространства и образования стать инструментом развития человеческого потенциала, обеспечить полноценное общение, а не просто примитивную коммуникацию, а также способствовать духовному развитию индивида, его интеллекта и психики? Возможна ли в условиях компьютеризации различных сфер человеческой деятельности реализация традиционных педагогических воздействий? Эти и другие вопросы традиционно рассматриваются философией образования, которая выделяет положительные аспекты данных процессов - диверсифицированность и компетентность, способные опираться на воспроизводство «коллективной памяти», возможность связать в образовании процесс формирования личности с рядом базовых социальных ценностей, таких как коллектив, жизнь, здоровье, польза и др. Большое значение в условиях доминирования информатизации общества и образования авторы статьи придают новым педагогическим технологиям (киберпедагогике, методологии познания информации, виртуальным музеям, технологиям формирования сознания, созданию информационного продукта и др.). Особое внимание уделяется понятиям «дидактический процесс», «мотивация учения», «процесс самостоятельной учебной деятельности» и др.
DOI: 10.15372/PHE20170414 |