ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ КАК МЕТАИСТОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
А.Г. Маджуга1, Д.П. Самородов1, Е.В. Филипенко1, Н.Н. Малярчук2
1Башкирский государственный университет, 450076, Россия, Уфа, ул. Заки Валиди, 32 Mag-d@rambler.ru 2Тюменский государственный университет, 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6 malarchuknn@gmail.ru
Ключевые слова: ценностные ориентации подрастающего поколения, здоровьесозидающая позиция индивидуума, вектор, здоровьесозидающее образование, здоровьесозидающее воспитание, социокультурный контекст, социально-личностный подход, метаисторический подход, метаистория, индивидуально-личностный аспект образования, социально-личностный аспект образования, соратничество, value orientations of the younger generation, health-building position of the individual, vector, health-building education, health-building upbringing, sociocultural context, social-personal approach, metahistorical approach, metahistory, individual-personal aspect of education, social-personal aspect of education, companionship-in-arms
Страницы: 93-109 Подраздел: ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В данной статье авторами рассмотрены концептуально-теоретические основы здоровьесозидающего воспитания. Выявлены детерминанты, оказывающие влияние на результативность процесса здоровьесозидающего воспитания, принципы и целевые ориентиры здоровьесозидающего воспитания. Особое внимание авторы уделяют характеристике здоровьесозидающего воспитания как одного из социокультурных контекстов здоровьесозидающей позиции индивидуума. Характеризуя здоровьесозидающую позицию индивидуума, они описывают основные структурные компоненты личностного образования: валеологическую установку, метакогнитивные способности, аффективную атрибуцию, здоровьесозидающую компетентность. В контексте своего исследования авторы представляют описание социокультурного контекста как своеобразного «хронотопа» здоровьесозидающего потенциала субъекта, более широкого психологического пространства, отражающего репрезентацию социокультурных феноменов в их соотнесении с собственно факторами здоровьесозидания. В статье раскрывается сущность социально-личностного и метаисторического подходов, которые выступают в качестве методологической основы здоровьесозидающего воспитания. Основываясь на теоретическом анализе литературы, авторы впервые представляют уточненную дефиницию понятия «здоровьесозидающее воспитание», показывают его взаимосвязь со смыслом созидания (сотворения) здоровья воспитанников как качественно новой характеристики с акцентом на развитие духовно-нравственных качеств растущего человека. В контексте своего исследования авторы доказывают, что взаимодействие родителей и педагогов в процессе сохранения и развития здоровья школьников в условиях духовно-нравственного кризиса должно выходить на принципиально новый уровень соратничества - объединения усилий педагогов и родителей обучающихся с целью сопротивления разрушению традиционных российских ценностей.
DOI: 10.15372/PHE20170410 |