НОВЫЕ КОНТЕКСТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАКТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МАТЕМАТИКИ
А.А. Попов1, С.В. Ермаков2, М.С. Аверков3, П.П. Глухов1
1Московский городской педагогический университет, 129226, Россия, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4 Gluhovpav.pav@gmail.com 2Сибирский федеральный университет, 660041, Россия, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 3КР МОО «Сибирский дом», 660100, Россия, г. Красноярск, ул. Академика Киренского, 25б-6
Ключевые слова: математика, математическое образование, дополнительное образование, математические способности, открытое образование, mathematics, mathematical education, additional education, mathematical abilities, open education
Страницы: 119-129 Подраздел: КОНКРЕТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена анализу и проработке современных проблем математического дополнительного образования, а также исследованию дальнейших путей развития представленной области образования. Авторы рассматривают уже сложившуюся систему математического образования и прослеживают влияние традиций советской эпохи на актуальную картину данного образования. Примечательно то, что в статье математика рассматривается не только как дисциплина и предмет преподавания, но и как образовательная практика, которая может быть представлена в разных ипостасях. Критическому анализу подвергаются сложившиеся формы практик математического дополнительного образования, выделены их эффективные стороны и дефициты. Рассматриваются такие формы, как кружки любителей математики, предметные математические олимпиады, специализированные физико-математические школы и т. д. Отдельное внимание уделяется летним школам. Делается акцент на практике отбора и поддержки математически одаренных школьников как оказывающей ключевое влияние на построение системы математического образования как в XX в., так и в настоящее время. Помимо анализа оснований сложившихся подходов и целей математического образования исследуются современные контексты и вытекающие из них приоритеты математического образования. Анализируется перспективность для математического образования таких форматов, как игры и симуляторы (в том числе компьютерные игры), сериалы (как форма популяризации специфического знания) и др. Авторы выдвигают гипотезу о том, в рамках каких векторов должно произойти расширение математического дополнительного образования. В работе делается попытка ответить на следующие вопросы: какие новые форматы должны появиться в сфере математического образования; с какими популярными медийными трендами данная сфера могла бы синтезироваться; в каких современных практических обстоятельствах может быть применена специфика математического знания? В частности, рассматриваются перспективные форматы интенсивных школ, элективных курсов, клубов и их типовое разнообразие.
DOI: 10.15372/PHE20170215 |