НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ СОВЕТСКОЙ РОССИИ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА. СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ МАСТЕРОВ
М.В. Соколов, М.С. Соколова
Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 maxma64_63@mail.ru
Ключевые слова: народные художественные промыслы, подготовка мастеров, кустарные мастерские, кустарная промышленность, инструкторские школы, folk art crafts, training of masters, handicraft workshops, artisanal industry, instructor school
Страницы: 102-108 Подраздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В статье исследуется специфика подготовки мастеров художественных промыслов в первой трети XX в., продиктованная новой политикой государства. Описывается ее экономическая предпосылка, связанная с тем, что традиционно в средней полосе русского государства кустарные изделия и их изготовление вносили существенную лепту в доход крестьянина. Авторами обращается внимание на то, что промышленный подход с его образцами, системой массового копирования, оказал и отрицательное влияние на художественную сторону выпускаемых изделий. В работе утверждается, что наибольший вред художественным промыслам и развитию декоративно-прикладного искусства был нанесен промышленным отношением к валу выпускаемых изделий, что, в конечном счете, привело в 1930-е гг. к закрытию многих самобытных и интересных кустарных мастерских. На основе исторического анализа подчеркивается, сколь важную роль играло народное искусство в организации кустарной промышленности. В статье раскрываются положительные и отрицательные стороны кустарных мастерских, их перерождение в предприятия народных художественных промыслов. Описываются три уровня системы подготовки художников-кустарей в виде системы учебно-показательных мастерских, инструкторских школ, техникумов и музеев кустарной промышленности; концепция организации инструкторских школ и обязанности, вменяемые им. Авторы приходят к выводу, что инструкторские школы, да и вся система подготовки кадров для народных промыслов явилась прообразом системы подготовки художника-педагога для школы и внешкольных учебных заведений. Инструкторские школы выполняли сегодняшнюю функцию художественных колледжей, художественных школ и в чем-то кружков и факультативов по прикладному искусству. Подчеркивается тот факт, что некоторые отрицательные моменты, которые выявились в работе инструкторских школ, отношение к ним перекочевали в современную систему организации дополнительного образования и ведения занятий по прикладному искусству. В то же время многое из положительного опыта оказалось забытым, хотя может быть с успехом применено при подготовке профессионалов в области современного декоративно-прикладного искусства.
DOI: 10.15372/PHE20170213 |