ПРОБЛЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДЕНТОВ И СРЕДЫ
Л.И. Васильев1, О.Н. Заглядина2
1Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, 450078, Россия, г. Уфа, ул. Чернышевского, 141 vasiljev-li@narod.ru 2Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а nlga@mail.ru
Ключевые слова: отношения, студент, среда, целостность, открытость, неравновесность, нелинейность, самоорганизация, синергетический подход, attitude, student, environment, integrity, openness, disequilibrium, nonlinearity, self-organization, synergetic approach
Страницы: 58-65 Подраздел: АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ-ВОСПИТАНИЯ
Аннотация
В настоящее время проблеме взаимодействия человека и среды посвящено большое количество публикаций. Это обусловлено в том числе и тем, что возникло новое виртуальное пространство - информационно-коммуникативная среда на основе сети Интернет. Реальное влияние сети трансформирует взаимоотношения людей, оказывает существенное влияние на становление личности. В этих условиях актуальны педагогические идеи, позволяющие выстраивать в университете образовательный процесс, ведущими характеристиками которого выступают сложность, открытость, неравновесность, нелинейность. Указанные понятия в совокупности определяют условия самоорганизации систем, субъектов. В ряде исследований обоснован тезис о том, что человек становится саморазвивающейся системой, когда он не только формируется в субъекта, принимающего решения в зависимости от внешних условий, но и становится субъектом для внешних обстоятельств, через которые преобразует и свои внутренние программы управления. В качестве основы моделирования специфических условий образовательной системы, побуждающей студента к самоорганизации могут рассматриваться особое видение природы человека, его структуры и законы внутреннего развития. Учеными, развивающими в своих исследованиях антропный принцип, обосновано, что образовательный процесс (процессы), направленный на самоорганизацию студента, должен содержать условия и факторы, актуализирующие все грани личности. Данные обстоятельства придают особое значение согласованному взаимодействию (совместным действиям) субъектов образования путем достижения синергии через функционирование в одном темпомире, в том числе через выстраивание «резонансного» обучения, через топологически правильные воздействия. В ходе педагогической деятельности преподаватели способны «резонансными» действиями закладывать механизм отбора наиболее удачных, личностно-ориентированных вариантов развития студентов. Это обстоятельство объясняется тем, что при варьировании начального воздействия на микроуровне могут возникать структуры, выступающие в качестве аттракторов, целей развития. Опыт практической работы показывает, что при таком подходе образовательный процесс представляет собой непрерывное единое движение, последовательную смену состояния системы, сочетание определенных последовательных действий по достижению личностно-ориентированного результата. Вовлечение студента в самоорганизующиеся образовательные процессы дает возможность формировать личность, способную жить в изменяющихся условиях социума. Поэтому познание процесса самоорганизации студента требует исследования данного явления с точки зрения системно-динамического подхода, с позиции способности человека обнаруживать и расширять собственное «пространство свободного движения».
DOI: 10.15372/PHE20170208 |