УНИВЕРСИТЕТ КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ: СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ ПРОБЛЕМЫ
Т.В. Сохраняева
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, д. 1 sokhran@gmail.com
Ключевые слова: инновация, университет, трансфер знаний, социальное взаимодействие, социальная миссия, открытое образование, innovation, university, knowledge transfer, social interaction, social mission, open education
Страницы: 24-33 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)
Аннотация
Статья посвящена анализу университета как сферы социального взаимодействия, рассмотрению роли современного университета в развитии социальных коммуникационных и интеграционных процессов. Проблема социального взаимодействия актуализируется в периоды неопределенности и турбулентности. В условиях трансформации и деформации традиционных социальных структур, определяющих социальные связи и отношения, важно исследовать современные социальные институты с точки зрения их интеграционной эффективности. Университет в этом аспекте рассматривается как особая форма организации социального целого. Выявлена роль университета в разработке смыслового контекста социального взаимодействия и в формировании субъектов социального действия. Показано, что современный университет одновременно движется по нескольким направлениям и траекториям, что приводит к расширению сферы активности университета и к усилению его потенциала как фактора развития социальных взаимоотношений. Акцентируется идея синергетического взаимодействия как стратегического принципа функционирования современного университета. В статье также исследуются потенциал университета как пространства социализации молодежи и «третья миссия» университета в ее социальном аспекте. В заключение делается вывод, что университет можно рассматривать как влиятельную интегративную силу современного общества, как один из факторов обеспечения его устойчивого развития.
DOI: 10.15372/PHE20170203 |