ПРИРОДА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА ВОСПИТАНИЯ ПЕРИОДА ФОРСИРОВАННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
С.Г. Новиков
Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 400066, Россия, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, 27 novsergen@yandex.ru
Ключевые слова: проект воспитания, форсированная модернизация, идеал воспитания, этакратизм, социоцентризм, антропоцентризм, гибридный идеал, project of upbringing, forced modernization, ideal of upbringing, etacratism, sociocentrism, anthropocentrism, hybrid ideal
Страницы: 15-24 Подраздел: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ)
Аннотация
В статье рассматривается сущность проекта воспитания, реализовывавшегося в советском обществе 1920-1930-х гг. Его авторы формулировали целевой и содержательный элементы, руководствуясь интересами модернизации России и формирования в СССР этакратической социокультурной системы. Утверждается, что «реальный социализм» являлся симулякром, скрывающим подлинную природу социума, которая отличалась и от современного большевикам капитализма и от представлений о социализме основоположников марксизма. Соответственно постулирование марксистского характера проекта воспитания в СССР 1920-1930-х гг. выступает репрезентацией этого фантома. В то время как аутентичный марксизм рассматривал в качестве цели воспитания свободного индивида, способного развернуть и проявить свои природные задатки, большевистский проект воспитания полагал в качестве таковой личность, руководствующуюся надперсональными интересами. При этом автор статьи считает, что «безличностный коллективизм» большевистских теоретиков воспитания вырос не на голом месте. Основоположники марксизма не отвергали интересов коллектива как фундаментального мотива жизнедеятельности. Однако их «путеводной звездой» был не традиционный коллективизм, возникший естественным путем на самых ранних этапах человеческой истории, но ассоциация, созданная свободными индивидами. Иначе говоря, идеалом К. Маркса и Ф. Энгельса являлся коллектив, который не довлеет над личностью, а создает условия для свободного развития каждого из своих членов. Идеал же большевиков классически сформулировал И. В. Сталин уже в 1945 г. - «человек-винтик». Впрочем, отдельные большевики стремились сохранить верность аутентичному марксизму, в частности А. В. Луначарский писал, что подлинный коллективизм не отрицает творческую, неповторимую индивидуальность, а марксисты всегда стремились освободить индивидуальность и дать простор человеческому творчеству. Однако победила социоцентристская версия идеала. Это было связано, во-первых, с ориентацией авторов проекта на идеалы и ценности массового педагогического сознания и, во-вторых, с необходимостью в кратчайшие сроки завершить индустриальную модернизацию страны. Марксизм оказался лишь идеологической оболочкой, камуфлировавшей традиционную для России политику догоняющего развития и почвенную ценностную ориентацию на личность, отдающую приоритет надперсональным интересам. В конечном итоге, идеал воспитания 1920-1930-х гг. приобрел гибридный характер, сочетающий элементы социоцентризма и антропоцентризма.
DOI: 10.15372/PHE20170202 |