ОБРАЗОВАНИЕ КАК ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
А.В. Колесникова
Новосибирский государственный аграрный университет, 630039, Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова, 160 alinaviktoria@ya.ru
Ключевые слова: образование, личность, духовная традиция, онтологичность, концепция целостной личности, живознание, смысл, соборность, бытие, education, personality, spiritual tradition, ontological character, concept of the integral personality, life knowledge, meaning, sobornost, being
Страницы: 69-77 Подраздел: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Аннотация
В статье ставится проблема образования как личностного становления, которое подразумевает обретение себя как личности, обретение и постижение своей духовной традиции и, наконец, обретение себя как части народа и нации. Образованию необходимо вернуть его первоначальный смысл - восхождение человека к Образу, уподобление человека Богу-Творцу через постижение духовных оснований отечественной культуры и цивилизации. Данное обстоятельство требует осмысления отечественной образовательной традиции как онтологического феномена. Подлинность традиции должна быть определяема самой жизненностью в духовном смысле. Православная духовность по сути своей онтологична. Необходимость возвращения образования к христоцентричности сегодня постулируется также в работах известных европейских философов и теологов (Х. Яннарас, А. Милано, Дж. (Пантелеймон) Мануссакис, Т. Шпидлик и др.). Система образования предполагает постоянную взаимосвязь учителя и ученика. Смысл обозначенной взаимосвязи обнаруживается в русской духовной традиции, восходящей к святоотеческому наследию и продолжающейся в русской религиозной философии. В статье уделено внимание концепции целостной личности, обладающей целостным разумом и способной к живознанию - нераздельному восприятию жизни, знания и веры. Единение состоявшихся личностей явлено в нации, культуре, цивилизации, поэтому проблема личностного становления неизбежно выводит нас на проблему соборности. Сегодня в России остро необходимо появление национально ориентированного учителя. В центре образования - личность (учитель, ученик), сам процесс образования - это становление личности (и ученика, и учителя). Учитель приобщен к вечности уже в эмпирии, непосредственно в своем труде, в его результатах, в созерцании и действии, в этом состоит главное свидетельство онтологичности традиции, ее укорененности в самой жизни. Пока жива традиция, учительский труд и образование в целом не могут ни обесцениться, ни обессмыслиться. В основе воспитательной практики православного вероучения - любовь к ребенку (как исходный принцип и средство воспитательного воздействия). Отечественная традиция образования содержит духовную методологию, формирующую способ мышления и, в конечном итоге, самоосуществления личности в бытии. Становление целостного человека (личности) должно стать смыслом и целью образования. В результате личностного становления происходит обретение и осуществление человеком своего бытия в Бытии.
DOI: 10.15372/PHE20170109 |