СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМ ОТЧУЖДЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
Е.А. Крутько
РАНХиГС при Президенте РФ, 119571, Россия, г. Москва, пр. Вернадского, 82 e.a.krutko@mail.ru
Ключевые слова: отчуждение, социальное отчуждение, культурное отчуждение, коммуникативное отчуждение, образование, образовательный процесс, личность, личностное отчуждение, социальная реальность, социальный фактор, социальная система, социально-философский анализ, alienation, social exclusion, cultural alienation, communicative alienation, education, educational process, personality, personal alienation, social reality, social factor, social system, socio-philosophical analysis
Страницы: 55-59 Подраздел: ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация
В статье рассматриваются формы отчуждения, которые могут появиться у индивида в процессе изучения иностранных языков. Несмотря на наличие ряда научных исследований по этой теме, можно отметить, что в них изучается явление, но сущность изменений, происходящих вокруг нас, не анализируется. Социально-философский анализ личностных форм отчуждения показал, что при изучении иностранных языков личность обучаемого остается отчужденной от многих исследуемых явлений и собственно от процесса обучения, функциональность и отчужденность становятся нормой взаимодействия между педагогом и обучающимся. Цель статьи состоит в выявлении этих форм и их социально-философском анализе. Для того чтобы процесс обучения стал эффективным, обучающийся должен быть вовлечен в ряд ситуаций - социальных, культурных, коммуникативных. Однако именно на этих уровнях можно столкнуться с проблемами отчуждения. Так, на социальном уровне в процессе обучения иностранным языкам отмечается утрата индивидом самодостаточности. В ситуации культурного отчуждения можно наблюдать, что социально-значимые для личности факторы, такие как взгляды, способности, интересы, моральные убеждения, ценности культуры страны изучаемого иностранного языка, не воспринимаются как нормы взаимоотношений между людьми. Чтобы быть способными к коммуникации, индивиды должны располагать общими для них культурно-организованными кодами, которые одновременно интегрированы в системы их социальных взаимоотношений. Однако процесс получения информации и данных у современных студентов зачастую имеет фрагментарный, поверхностный характер, ценность систематических знаний нивелируется, что приводит к потере интереса и появлению равнодушия к процессу обучения, к отчужденному состоянию личности от результатов обучения.
DOI: 10.15372/PHE20170107 |