ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗНООБРАЗИЕ СИСТЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
П.Г. Вегнер, К.Е. Полотнянко, Е.В. Ушакова, Н.А. Химичева
Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40 sport-altai@mail.ru
Ключевые слова: здоровый образ жизни, педагогическое управление, виды педагогического управления, способы формирования здорового образа жизни, healthy lifestyle, pedagogical management, types of pedagogical management, methods of forming a healthy lifestyle
Страницы: 166-174 Подраздел: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Аннотация
В статье исследованы социально-педагогические закономерности управления в направлении формирования здорового образа жизни человека в процессе воспитания и самоуправления. Начиная с конца ХХ в. в России стала актуализироваться социально-педагогическая проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Эта потребность возникла в связи с резким ухудшением здоровья российского населения, особенно детей и молодежи, и как вопрос о сущности, содержании и оптимальных путях формирования здорового образа жизни детей и молодежи в педагогике и взрослых в андрогогике. Для исследования обозначенной проблемы рассмотрены фундаментальные характеристики педагогической деятельности, которые представляют собой закономерности антропосоциального управления (человеком и социальными группами) применительно к педагогической науке. Выделено несколько видов педагогического управления, дающих разные результаты в процессе усвоения здорового образа жизни. Также показано альтернативное антипедагогическое управление, способствующее приобщению к нездоровому образу жизни. Речь идет о следующих видах педагогического управления: 1) либеральном (манипулятивно-фантомном), в котором педагог и ученик приравниваются друг другу, где «много шума из ничего»; 2) диктаторском (элитарно-массовом) с диктатом педагога и подавлением самостоятельности ученика; 3) традиционном (наставническо-развивающем), где различаются роли педагога и ученика, первый передает традицию, не подавляя воли и самостоятельности ученика, а последний способен в будущем сам передать эту традицию. Проанализированы закономерности традиционного педагогического управления, ведущего ученика от внешнего управления к внутреннему и самоуправлению. Приведены примеры такого управления из педагогической работы в вузе. Обосновано, что этот вид управления связан с формированием устойчивых жизненных стереотипов формирования здорового образа жизни.
DOI: 10.15372/PHE20160517 |