ОБРАЗОВАНИЕ XXI В. В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОЛЯРНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
С.А. Ан1, Е.В. Ушакова2, Н.В. Наливайко3
1Алтайский государственный педагогический университет, 656031 Россия, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55 2Алтайский государственный медицинский университет, 656038, Россия, г. Барнаул, проспект Ленина, 40 3Новосибирский государственный педагогический университет, Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: разрушительные паразитарные процессы, полярные цивилизации, образование, развивающее творческую сущность, содержание, devastating parasitic processes, polar civilization, education, development of creative essence, content
Страницы: 31-40 Подраздел: СОЦИАЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена непрекращающимися кризисами, локальными разрушениями социальной, природной жизни и глобальным катастрофизмом. Глобальные деструктивные процессы приобретают все более обширный характер, в том числе в системе образования. Для принятия срочных экстремальных жизнеохранительных мер необходимо своевременно распознавать разрушительные паразитарные процессы, определять их сущность, содержание. Цель исследования - рассмотреть высокий уровень планетарной органической жизни - социальный, выделив два взаимосвязанных противоположных процесса самодвижения материи: 1) социальные продуценты, обеспечивающие концентрацию социальной материи, свободноживущие социосистемы, наращивающие саморазвитие и социальное разнообразие в обществе (С-цивилизация); 2) социальные редуценты, ведущие к упрощению и деструкции социальной материи, вплоть до ее самораспада (П-цивилизация). Показано, что в противоборстве цивилизаций сфера образования все более приобретает ключевое значение, поставляя необходимых людей или в С-цивилизацию, или в П-цивилизацию. Процесс этот приобрел глобальные масштабы, имеет интернациональное содержание, требует изучения на государственном и глобальном уровнях. Сделан следующий вывод: как любая сфера общества образование при воздействии на него полярных цивилизаций также поляризуется. Система образования в XXI в. существует практически во всех государствах мира и формально выполняет отмеченные выше общественные функции. Но это только форма, на самом деле при воздействии на сферу образования полярных цивилизаций одна и та же внешняя форма организации обучения может наполняться принципиально разным, полярным содержанием.
DOI: 10.15372/PHE20160504 |