Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.56.230
    [SESS_TIME] => 1734785063
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e8bcf7d964718065ad2ffa8a4ec9d3ce
    [UNIQUE_KEY] => 1235ad34cc07d8547aa33e007628224b
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2016 год, номер 4

РОЛЬ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

О.А. Попова1, П.П. Глухов2, А.П. Каитов1
1Московский городской педагогический университет, Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, 2
2Новосибирский государственный технический университет, Россия, 630073, Новосибирск, Проспект Маркса, 20
Gluhovpav.pav@gmail.com
Ключевые слова: социализация, культура безопасности, компетенция безопасности, игра, дошкольный возраст, socialization, safety culture, safely competency, game, preschool age
Страницы: 137-151
Подраздел: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ

Аннотация

В современных практиках образования достаточно явным образом просматривается идея целенаправленного ограждения детей от мира взрослых. Для большего снижения рисков в системе образования были разорваны связи младшего возраста со старшим, что можно увидеть на примере того, как для начальных классов в учреждении выделяют отдельное «крыло» с игровой зоной и всеми необходимыми атрибутами. Такие действия предпринимаются исходя из предположений учителей и родителей о том, что у старших детей уже можно научиться чему-либо плохому и безнравственному. Последствия «оградительного» дискурса в отношении обеспечения безопасности детей находят свое отражение в растущей тенденции патронажа и утрате способностей детей самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью (неспособность осуществлять самостоятельный выбор) и ориентироваться в ситуации неопределенности (неспособность предпринимать эффективные действия в нетипичных и проблемных обстоятельствах). В настоящий момент в России осознаются обозначенные выше проблемы. Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - актуальнейшая задача дошкольного образования. Одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Справедливо отметить, что обеспечение безопасности жизнедеятельности детей не может ограничиваться нормированием и социальным контролем со стороны разнообразных служб и органов власти, так как категория социальной безопасности не только охватывает внешнюю социальную среду, но и имеет отношение к способностям и готовностям, которые должны быть сформированы у детей, начиная с дошкольного возраста. Авторы полагают, что проблема формирования культуры безопасного поведения и компетенции безопасности обусловливается игнорированием принципов деятельностного подхода со стороны современных институтов социализации. Одним из продуктивных путей преодоления, связанных с данной проблемой противоречий, является осмысление значимости игровых форматов и их развития в современной практике образования. Статья посвящена роли игровых форм в воспитании культуры безопасного поведения дошкольников. Значение игровых форм обосновывается ролью игры как ведущей деятельности дошкольника, формирующей новообразования, соответствующие возрасту. Анализируется опыт использования игр в процессе формирования культуры безопасного поведения в Российской Федерации, ФРГ и англосаксонских странах (Великобритании и США).

DOI: 10.15372/PHE20160413