МЕМЭТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ДИСКУРСИВНОМ РАЗВИТИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЭТОСА
Л.Р. Асханова
Российский государственный гуманитарный университет, Россия, 125993, Москва, ГСП - 3, ул. Миусская площадь, 6 liurg112358@gmail.com
Ключевые слова: меметика, мем, мемаэтика, мемэтос, моральный дискурс, гуманизм, глобальный этос, делиберативная демократия, постнеопозитивизм, memetics, meme, meme-ethics, moral discourse, humanism, global ethos, deliberative democracy, post-neopositivism
Страницы: 65-89 Подраздел: ЭТНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Статья посвящена проблеме актуализации морально значимых моделей поведения в массовом сознании. Обосновывается, что антинормативная тенденция, инициированная постмодернистским релятивизмом, в настоящее время - время глобальных вызовов - становится стратегически нерелевантна. Отмечается важность формирования универсальных общезначимых оснований сосуществования и взаимопонимания людей в процессе становления глобального этоса. В статье раскрываются роль и значение публичного рационального дискурса с целью выработки общественного консенсуса по моральным вопросам. Соответствующая коллективная рефлексия обусловливает дискурсивную легитимизацию моральных норм с возможностью придания прагматическим основаниям морали эпистемологического смысла. Публичный дискурс (в том числе в виртуальном пространстве) как разновидность делиберативной демократии (демократии участия) предполагает наличие изначальных нормативных предпосылок, очевидно, разделяемых участниками локального и глобального дискурсов. В качестве таковых автором выделяются гуманистические ценности и принципы, закрепленные в ряде основополагающих документов ООН и Европейского Союза. Проблематичным продолжает оставаться вопрос об уровне моральной и социальной зрелости большинства участников общественной коммуникации, о степени их этико-гуманистической грамотности. В связи с этим автор подчеркивает важность постоянного воспроизводства научно-философским сообществом этического дискурса в публичном пространстве, что может выступать средством социализации, образования, воспитания и культурной эмансипации в целом. В поиске новых подходов и технологий информационно-коммуникативного воздействия на содержание общественного дискурса в статье анализируется мемэтический подход. На основании представленного обзора в качестве самостоятельной версии инновационного способа популяризации и распространения этических концептов и моральных доминант поведения в современном медиапространстве автором вводится новое направление «мемаэтика». Мем(а)этический подход основывается на концепции мемэтосов (специфический аналог мемов), где моральные принципы и ценности рассматриваются в виде единиц культурной информации (реплицируемых концептов), распространяемых посредством коммуникации, имитации и т. п. Выделяются и описываются характерные особенности мемэтосов как смыслосодержащих форм моральной философии, выполняющих функции презентации морального смысла и одновременно выступающих инспираторами морального чувства. Проводится мысль, что мемаэтика обладает потенциалом позиционировать себя в качестве публичного языка морально-философского дискурса. Интегративный коммуникативный подход, основанный на данной концепции, концентрирует в себе разнообразные приемы и технологии (рекламные, pr-технологии, телемедийные, журналистские и др.), способствующие овладению вниманием широкой аудитории, вовлечению адресата в морально-этическую сферу коммуникации, инициированию моральной рефлексии. Автор приходит к выводу, что мемаэтика может стать формой глобальной коммуникации, вовлекающей ее участников в дискурсивное взаимодействие по формированию общего морально-нравственного континуума. Резюмируется возможность рассмотрения мемаэтического подхода в качестве нового направления коммуникационного постнеопозитивизма, основная цель которого - исследование вопросов адаптации, передачи, диффузии этико-философского знания на пути развития глобального этоса. Результаты проведенного исследования позволяют углубить теоретические взгляды на возможность применения современных медийных технологий в области этического образовательно-воспитательного процесса. Предложенный мемэтический подход способствует наряду с приростом этико-философского знания возможности практического конструирования и управления общественно-этическим дискурсом. Реализация всех потенциалов представленного нового направления предусматривает дальнейшее развертывание исследований в данной области.
DOI: 10.15372/PHE20160408 |