УНИВЕРСИТЕТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ОРГАНИЗАЦИЯ, СТРУКТУРА, УПРАВЛЕНИЕ
В.В. Петров
Институт философии и права СО РАН, 630090, Россия, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8
Ключевые слова: постиндустриальное общество, глобализация, производство научного знания, исследовательский университет, организация, управление, коммерциализация знаний, post-industrial society, globalization, scientific knowledge production, research university, organization, management, knowledge commercialization
Страницы: 20-28 Подраздел: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В условиях сложных системных трансформаций общества перед российскими университетами возникают новые трудности, связанные с необходимостью организационной перестройки для интеграции в мировое научно-образовательное сообщество. Отношения между университетом и средой, в которой он существует, характеризуются растущей асимметрией между запросами этой среды и способностью университета отвечать на них. Под действием растущих и пересекающихся запросов университетам приходится менять учебные планы и преподавательский состав, а также модернизировать материальную базу и оборудование: в условиях постиндустриального общества от университетов требуются не только трансфер технологий и трансляция знания, но и собственно производство передового научного знания. В таких условиях традиционные подходы к организации и практике университетского образования уже не позволяют адекватно реагировать на постоянно меняющиеся запросы социума. Как следствие, существенно снижается конкурентоспособность отечественных университетов на глобальном научно-образовательном рынке: в системе мировых рейтингов позиции российских университетов далеки от желаемых. Проведенный в данной работе анализ развития американских университетов, занимающих верхние строчки мировых рейтингов, позволил выделить ключевые факторы, которые коренным образом повлияли на успех производства научного знания, его трансляцию и коммерциализацию в эпоху сложных социокультурных трансформаций. На основании проведенного анализа сделан вывод о том, что российскому университету, ориентированному на повышение собственной конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров и, как следствие, вхождение в мировые рейтинги, требуется бо̀льшая степень автономности и тесное взаимодействие с Академией наук, поскольку изначально системы производства фундаментального знания в России и США принципиально различаются. Такой подход позволит адекватно реагировать на новые запросы социума, обеспечивая высокую мобильность исследовательского корпуса, профессорско-преподавательского состава и студенчества между областями знания, различными учебными заведениями и научно-исследовательскими институтами, что окажет положительное влияние как на развитие системы подготовки научных кадров, так и на процесс производства фундаментального знания в целом.
DOI: 10.15372/PHE20160403 |